«Я вижу жизнь ярко»
Восьмидесятилетний юбилей первоцелинница Екатерина Буланкина отметила персональной выставкой вышивки
Впервые маленькая Катя взяла в руки пяльцы еще в детском доме. Но детство окончилось рано, надо было приобретать специальность. Вернуться к любимому занятию — вышиванию — довелось уже на целине, в межсезонье. И вот позади восемь десятилетий судьбы, сотканной не только из радостей и достижений, но и из потерь, лишений. Однако, что удивительно, в сюжетах ее вышивок, выполненных в технике креста, только радостное, оптимистичное восприятие мира.
Путь к творчеству
Она росла мечтательницей. Правда, мечтать приходилось через горести. Вспоминая детские годы, эта красивая, сильная женщина и сегодня не может сдержать волнения. В ее судьбе были и ранняя смерть матери, и проводы отца в последнюю дорогу — на фронт, и сострадание незнакомых ей людей.
...Однажды в военные годы Катя потеряла продовольственные карточки. Боясь гнева мачехи, побрела через весь Новосибирск куда глаза глядят. Дошла до нынешней станции Камышенской, села на рельсы, не зная, что делать дальше. Девочку заметила местная жительница Вера, приютила у себя. Все бы хорошо, но несколько цыган уговорили Катю пойти с ними. Так она оказалась в цыганском таборе на берегу Ини. Жила там, пела (голос у нее непередаваемый), пока не увидела свою спасительницу.
— Вера!!! — закричала Катя и кинулась в гору.
Женщина подхватила малышку, убежала с ней домой и спрятала. Парни-цыгане вихрем пронеслись по дворам окраины города, но не нашли девчонки. Только когда табор снялся и ушел, Вера разрешила Кате вылезти из погреба, где та пряталась за бочкой.
Потом были годы в детском доме, откуда ее, пятнадцатилетнюю, направили в ремесленное училище. Экзамены сдала в основном на пятерки, стала фрезеровщицей. Пошла по распределению работать на «Сибсельмаш». И вдруг получила письмо от потерявшейся было старшей сестры Раи. Та звала к себе в Киселёвск. Отрабатывать после ремесленного Кате надо было четыре года. Что делать? Села и написала письмо с просьбой разрешить ей, сироте, воссоединиться с сестрой. Вывела: «Москва, Кремль, Берия», но смутилась странности фамилии и… порвала конверт. Адресовала письмо Булганину.
Месяца через три из высоких эшелонов власти пришло распоряжение директору «Сибсельмаша» Валентину Забалуеву: «Работницу вашего предприятия Буланкину Екатерину Дмитриевну уволить по ее личной просьбе». Уволили, но по стечению обстоятельств до сестры она так и не добралась. Прибилась к подругам на Чкаловском заводе.
По комсомольской путевке
Весной 1954 года государство обратилось к молодежи с призывом ехать на целину. Из рассказов родственников Катя Буланкина знала, как жестоко поступила страна с дедушкой и бабушкой, признав их кулаками и сослав в Нарым только из-за того, что те к моменту образования колхозов имели на подворье «машину» — ручную веялку... Зла в себе Катя не держала и в числе первых написала в райком заявление с просьбой отправить ее на поднятие целины.
Так она оказалась в Андреевском (ныне Баганском) районе Новосибирской области. Мелкие колхозы укрупняли, под одно руководство попали села Кузнецовка, Донское. Кате повезло: она приехала в общем-то в обжитые места. К тому времени для новоселов там уже было несколько финских домиков, работал клуб. Проворная, общительная, с красивым голосом, с гитарой в руках, городская девчонка стала для деревенских настоящей звездой. Желание ухаживать за Екатериной было у многих, парни между собой даже порой дрались. А она и работать успевала, и пела со сцены, и танцы не пропускала.
Пахотный клин колхоза прирос 200 гектарами поднятой целины. Екатерину поставили учетчиком. Буланкиной дали коня, но не Буланого, а Рыжко. Тракторы пахали, а Катя запрягала коня и подвозила на телеге горючее к агрегатам. Замеряла, сколько солярки, бензина потрачено и сколько заправлено. Рыжко оказался очень упрямым. Знал бы он, какое великое дело творит молодежь! Однажды так ударил Катю копытом по коленке… На помощь пострадавшей пришли деревенские ребята.
Трактористка
Старание целинницы заметили. Екатерину отправили на курсы механизаторов в Чистоозёрное. Отучилась, вернулась в колхоз, получила новенький трактор ДТ-54. Счастью не было предела!
Пахала, а в страду прицепляла комбайн и убирала хлеб. Пашня одарила урожаем в 36 центнеров с гектара! Ох и мучились трактористка Катя и помощница Эмма, когда длинные стебли наматывались на звездочку ходовой части трактора и гусеница слетала… Как только умудрялись надеть ее обратно?
Катя старалась не глушить трактор даже ночью. Прикорнет в кабине минут пятнадцать — и снова за дело: у одних 7 — 8 гектаров сменной выработки, а у нее 10 — 12. И когда возник вопрос, кого направить в Москву на совещание комсомольцев и молодежи, отличившихся на освоении целинных и залежных земель, выбор пал на Буланкину.
Рандеву с Кремлем
Москва встретила посланцев степей радушно. Екатерина Дмитриевна до сих пор остро ощущает впечатления от столицы. Помнит, что сидела в зале на 13-м ряду.
— Выступал Хрущёв. Мои впечатления о Никите Сергеевиче замечательные! Боевой такой, деловой мужчина, говорил выразительно, сыпал остротами, анекдотами, от которых все смеялись. Правда, мы потом просматривали страницы его докладов в центральных газетах и не нашли острот, которые он произносил с трибуны, — признается Екатерина Дмитриевна.
Совещание шло три дня. С группой делегатов, в которую попала и Екатерина, общались журналисты, интересовались проблемами. Целинники сетовали о трудностях быта. И только Буланкина, все испытавшая в жизни, не жаловалась, рассказала, как устроились в финских домиках, какие зажигательные вечера в деревне устраивают, как работается на новой технике. Заявила, что мечтает посетить мавзолей вождей — Ленина и Сталина. Один из представителей прессы обещал посодействовать — предложил ей проехать с ним до мавзолея. По пути поинтересовался:
— А вы знаете, с кем едете?
— Нет, — ответила Екатерина.
— Я главный редактор журнала «Крокодил».
— Ой, да вы что? — изумилась сибирячка.
Когда она вернулась в Андреевский район, ее и там окружили представители прессы. Трудиться было просто некогда. Руководство намеревалось организовать для Кати поездки по целинным хозяйствам, чтобы она рассказывала о мероприятиях в Москве, но девушка не согласилась: соскучилась по работе, да и опасалась, что может лишиться трактора.
Из столицы Екатерина Буланкина привезла подаренную ей библиотечку. Поклажу дополняла папка с рисунками для вышивок и нитки (мулине). Кстати, первая сохранившаяся ее целинная вышивка сделана в январе 1956 года. Она и в экспозиции выставки была первой.
— А вот эту, на которой изображены птички и котята, я заканчивала буквально в ночь перед выставкой. Сын увидел, что она отложена, и настоял: «Мам, да ты что? Разве можно ее оставлять незаконченной?!» Пришлось послушаться, — рассказывает Екатерина Дмитриевна.
Нет места унынию
…Бывает, снится ей, что пашет она на ДТ-54 целину и засыпает на минуту-другую за рычагами. Открывает глаза, оглядывается в заднее окошко трактора и с ужасом замечает небольшой огрех. «Как же я такое допустила? Ведь приедут проверять, замерят пахоту и не дай бог заметят где-то глубину мельче 22 сантиметров!» Просыпается и не может сначала понять: сон это или явь?
И только знает она о самой больной для нее яви: как семилетняя провожала на войну отца в 1942 году. Сегодня вспоминает:
— Это было возле поликлиники № 9 в Дзержинском районе. Прозвучала команда «Отъезжающие, вперед!» И они пошли, пошли — не строем, а как попало топая по булыжнику. Мой отец — вместе со всеми. Колонна удалялась, пока не превратилась в точку на горизонте, потом исчезла. А мы стояли и смотрели сквозь слезы. Больше папу я не видела...
Целинники — люди с крепким стержнем в характере. Отдав патриотический долг Родине, Екатерина Дмитриевна вернулась в Новосибирск, трудилась на турбогенераторном заводе, потом четверть века — на «Сибэлектротерме». Пригодилась рабочая профессия. Нашла время для учебы в техникуме, была технологом, мастером. Сейчас на заслуженном отдыхе.
— Не понимаю, как могут пенсионерки собраться и судачить о том, что им заняться нечем. У меня желание все держать в центре внимания. Я читаю, люблю политику, изучаю магию, интересуюсь лунным календарем. Фильмы времен молодости просто обожаю! Ну а вышивка — моя страсть. Рада, что страна ко мне по-доброму отнеслась, поддержала, — рассуждает Екатерина Буланкина.
ФАКТ
Екатерина Буланкина в числе других более 1 600 жителей нашего региона награждена юбилейной медалью «60 лет освоения целинных и залежных земель в Новосибирской области». Награда первоцелиннице вручена в день открытия выставки «Тепло маминых рук».
ЦИФРА
В экспозиции выставки «Тепло маминых рук» представлены 40 работ декоративно-прикладного творчества