USD 100.2192 EUR 105.8090
 

«Я не могу просто сидеть в кабинете!»

Наталья МАНТОРОВА

Вечерами директор школы оставляет пиджак на вешалке и переодевается в кимоно

Если еще не в Книгу рекордов Гиннесса, то в число российских уникумов нашего героя можно запросто вносить под звуки фанфар: всего в 26 лет он умудрился стать директором школы, а спустя три года — оказаться в финале областного конкурса «Учитель года», достойно показав себя наряду с куда более маститыми соперниками. Мало того, преподаватель истории и глава МБОУ СОШ № 10 города Татарска Вячеслав ГОРШКОВ является кандидатом в мастера спорта по самбо и «собственноручно» успевает воспитывать юных атлетов, которые уже делают успехи.

Думал стать офицером, но…
— А что? Искусство перевоплощения я вполне освоил, — улыбается гость нашего сегодняшнего номера. — К вечеру, уходя из директорского кабинета, пиджачок помещаю в шкаф, надеваю кимоно — и на тренировку. Это так здорово!

— Да, практически театр... Поведайте же, Вячеслав Васильевич, как вам удалось добиться того, что вы теперь имеете?

— Родился я в селе Ярки Доволенского района. Обычное дело: рос, учился…

— И, как все «нормальные деревенские мальчики», мечтали стать директором школы?

— Конечно, нет! Но учился хорошо и думал об офицерской карьере. Годы были тяжелые, перед тем, как мне определиться с выбором, началась вторая чеченская кампания. Старший брат успел повоевать основательно: и ранения получил, и едва не сгорел заживо. Вернулся он домой, и все семейство на меня набросилось: какой офицер, мол? Даже не вздумай! Я упирался до последнего, но в конце концов сдался. В отчаянии поехал в Новосибирск и поступил в педагогический университет на факультет истории. Поступил по принципу: теперь уже все равно куда.

Слава Ане!
— Но хотя бы срочную отслужить удалось?
— Еще как! Служил под Москвой в отдельной дивизии оперативного назначения внутренних войск МВД России. Проблем при этом не испытывал, все мне давалось легко. Думаю, прежде всего благодаря спорту: еще в вузе я записался в секцию самбо, добился определенных высот, даже стал призером чемпионата России среди студентов. Изначально хотел попасть в спецназ, добивался, чтобы взяли меня в московский отряд «Витязь». Прошел все тесты успешно, сдал нормативы, всю подноготную проверили, изучили список моих спортивных достижений. Сказали, что все отлично. И отказали.

— Почему?

— Потому что я на тот момент успел жениться, и супруга была беременна. Выходит, спецназ мне на самом деле не светил, но, конечно, из-за такой мотивации я не обиделся. Зато когда демобилизовался, дома меня ждал полугодовалый сын Андрей. Такой… весь в меня! (Сегодня в семье растет еще и дочь София. — Авт.) Кстати, события переплетены в этой жизни довольно интересно. Не откажись я от карьеры военного, не поступи в педагогический, едва ли бы мне с Аней, моей женой, удалось вообще встретиться.

— Надо полагать. А как вы познакомились?

— О, это была отдельная романтическая история! Аня жила в комнате напротив моей в университетском общежитии. Вот.

— Это вся история?

— А вам мало?

— Да… нет. Ясно, в общем. Слышала от ваших старших коллег, что в Татарск вас привела тоже Аня.

— Это верно. Сама она родом из Венгеровского района, но после вуза отправилась работать в лицей города Татарска. Из этого же лицея мне позвонили за две недели до дембеля: приезжайте, мол, требуются кадры. В том числе историк. Шел 2009 год.

Чему учился, в том и отличился
— Сказывают, когда вы приступили к работе с детьми, многие взрослые были в шоке…

— Но я ведь не понимал тогда, как надо вести себя на самом деле. Нам в университете внушали: современный учитель в первую очередь друг ребенка! А раз друг, то какие проблемы? На переменках я вместе с ними бегал, играл в футбол в коридоре учебного заведения, боролся в шутку. Потом Николай Евгеньевич Голиков, в то время директор лицея, посмотрел на меня как-то нехорошо: молодой человек, мол, вы же все-таки еще и учитель, а не просто друг. Я все понял, но очень расстроился.

— Хотелось продолжать в том же духе?

— Тяга к спорту оставалась, энергия искала выхода. Ну не мог я просто сидеть в кабинете и вести урок! Стал думать, как разбавить все это чем-нибудь более динамичным в рамках приличия. И придумал: надо открыть секцию самбо! Пошел по инстанциям. Меня тут же все поддержали, глава района Валерий Павлович Носков выделил определенную сумму денег, и буквально через неделю моя секция открылась в спортивной школе, куда я устроился работать по совместительству. Удалось второго тренера найти, мы стали сотрудничать с Новосибирской областной федерацией самбо. Ее директор Александр Матвеев очень нам помогает. Начинал я с трех воспитанников, теперь их у нас уже более ста. Даже в рамках одной секции оказалось тесновато, поэтому решили дополнительно создать спортивный класс в школе № 10, где я сегодня работаю. Так что и здесь у меня самбисты растут!

Шукшин на самом деле ни при чем
— Вы главную интригу не раскрыли: как директором школы стать удалось?

— А вы «Калину красную» Шукшина смотрели?

— Кто же ее не смотрел! Хотя ассоциация настораживает…

— Просто вспомнил Любиного отца, который у главного героя спрашивал: «Ну, как загремел?» — «По случайности». Вот и мной распорядился случай. Правда, благоприятный. Вызывает меня к себе в 2011 году Логен Сергеевич Пак, тогда начальник управления образования района. Я напрягся, забеспокоился: что такое? Вроде с детьми на переменках больше «кучу-малу» не устраиваю, веду себя прилично. Прихожу на ковер, Пак на меня смотрит: «Будешь директором?». (Тогда в 10-й школе Татарска образовалась вакансия. — Авт.) Я молодой, амбиций много, в омут с головой — не привыкать. «Буду!» — говорю. И когда уже было все решено, я вдруг с ужасом понял, на что согласился. Но отступать было поздно.

— Амбиции не позволили?

— В том числе. Главное, неловко было подводить людей, которые тебе доверяют.

Старший и младший — команда одна
— Пришлось ли самого себя в новой должности как-то заново открывать, дисциплинировать, корректировать?

— Одна из моих любимых пословиц: взялся за гуж — не говори, что не дюж. Первый год работы директором школы мне дался непросто. Но спасибо нашему управлению образования, которое помогало мне буквально в каждом вопросе, в каждой мелочи. Это замечательно, что люди могут так сплоченно работать, поддерживать друг друга, быть единой командой, что для меня как для спортсмена, конечно, важно. Если бы не было помощи со стороны более опытных товарищей, не знаю, что было бы… Прямо скажем, меня вынянчили! Сейчас я уже все в основном понимаю, знаю, что почем, и особых проблем не возникает.

— Как складывались отношения с учениками? Они же всякие бывают, в том числе взбалмошные. Девчонки часто любят молодым педагогам строить глазки…

— Тут никаких сложностей не возникло. Очевидно, мне со школой повезло, здесь исторически такая традиция сложилась: как бы то ни было — старших надо уважать. Если перед тобой учитель, тем более директор школы — никаких глазок и выкрутасов! Мы быстро нашли с ребятами общий язык, в основном они меня сегодня только радуют, особенно спортивный класс, созданный на базе обычного пятого класса.

— Как на его учениках сказываются регулярные тренировки?

— Спорт — это ответственность, целеустремленность, умение работать в команде. Уже видно: эти и другие качества ребята стараются сегодня применять не только на ковре, но и в обычной жизни, в учебе, в общественной работе и так далее. Смотрю, многие и учиться стали лучше, и замечаний получать меньше, и время как-то более грамотно распределять, зная, что во столько-то у них тренировка, а надо еще успеть уроки сделать и прочее.

Может, лучше предложить им дело?
— И все же никто не поверит, что абсолютно все у вас благополучно: во все времена в школах были и двоечники, и хулиганы…

— Не без этого. Два ребенка, скажем, у меня до недавних пор стояли на внутришкольном учете. Но они одними из первых пришли в секцию борьбы и сказали: хотим! Сейчас, тьфу-тьфу, охотно занимаются и в учебе подтянулись. Так что управу на хулиганов и двоечников найти порой гораздо проще, чем многие привыкли думать. Не надо угрожать, стыдить их, заставлять из-под палки зубрить урок — лучше просто найти им интересное дело. Тогда все другие дела будут у них также приходить в порядок. Есть у меня ребятишки из малообеспеченных, из неблагополучных семей. Дальше Татарска они никогда не выезжали, но свозишь их на соревнования в тот же Новосибирск — уже глаза горят! Для них это мощнейший стимул, чтобы заниматься спортом дальше. С другой стороны, проблемы могут возникнуть и в семьях, где все замечательно: дети обеспечены, все нормально в экономическом плане, родители их оберегают, но! Не всегда такие дети имеют мотивацию учиться, работать… А тут они привыкают быть самостоятельными, отдают себе отчет: ты должен уметь все в этой жизни делать своими силами, никто тебя всю жизнь за ручку водить не будет.

— Вы планируете продолжать работу в этом направлении? Имею в виду, расширять круг занимающихся спортом в вашей школе, возможно, открывать новые специализированные классы, делиться опытом с коллегами из других учебных заведений?

— Естественно, планирую. Я и моя команда думаем, например, продвигать в нашей школе гимнастику, фигурное катание, которым можно заниматься на базе нового Ледового дворца спорта, действующего в Татарске. Но для этого в первую очередь нужны специалисты, которые пока в дефиците. А с территорией для занятий и решением оргвопросов дело обстоит гораздо проще.

— Думаю, со временем все у вас получится.

— Спасибо. Я тоже!

ЦИТАТА
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.
Василий КЛЮЧЕВСКИЙ, историк (любимое изречение Вячеслава Горшкова)


ФАКТ
Финалистом областного конкурса «Учитель года» Вячеслав Горшков стал в апреле 2014 года. В конкурсе приняли участие 27 претендентов на победу, 26 из них — женщины