«Патриотизм нужно конвертировать в дела»
Сегодня председателю президиума Ассоциации землячеств Новосибирской области Николаю Гаращуку исполняется 85 лет
Трудовой стаж Николая Григорьевича ГАРАЩУКА — без малого 70 лет. Он помнит коллективизацию и никогда не забудет свой родной Барабинский район, где получил первые уроки жизнестойкости. Кто и как давал их — об этом беседа с юбиляром.
«Полвека читаю «Советскую Сибирь»
— Николай Григорьевич, давно с вами знакома, и все мне кажется, что не жалуете вы журналистов. Наверное, «камень секретности» за пазухой?
— К секретам действительно имел отношение, в том числе государственным. Но никогда их не выдам, даже знакомым журналистам (смеется). Ну а чтобы развеять ваши подозрения, скажу: полвека выписываю и читаю самым внимательнейшим образом «Советскую Сибирь». А во-вторых, сам в какой-то мере причастен к профессии журналиста.
Когда мне было 30 лет, поступил в Высшую партийную школу и попал в прекрасную среду — учился вместе с редакторами областных газет. Преподаватели называли их «запорожская сечь» и порой опасались вступать с ними в споры.
Вот такие жизненные коллизии: по первому образованию я — учитель, в московской ВПШ учился на отделении работников радио, печати и телевидения. И хотя ни дня не работал в средствах массовой информации, могу сказать, что полученное образование мне очень пригодилось, общение с журналистами привело к пониманию необходимости широты взгляда на любую проблему.
Никогда не забыть
— А как получилось, что в деревенской глуши у вас сформировался активный интерес к общественной жизни?
— В 1935 году, когда мне было шесть лет, в нашей деревне началась коллективизация, это была вторая волна. Все страсти, описанные в «Поднятой целине» Михаила Шолохова, уже отгремели, Сталин выступил со статьей «Головокружение от успехов». В нашем селе приняли решение создать колхоз «Великий Октябрь», Феденкова Николая Фёдоровича избрали председателем. Он был совсем неграмотным, скромным человеком, пешком обходил все участки, не было у него даже лошади ездовой… Через два года его арестовали, расстреляли. Я был настолько поражен, что не забывал об этом всю жизнь. Много лет спустя, имея доступ к секретным документам, я посмотрел ход этого дела: приписали нашему председателю связь с японской разведкой! А он даже не знал, где эта Япония находится...
Все значимые этапы развития страны — на моей памяти. Я, правда, не вполне ощутил, что такое индустриализация, потому что у нас в колхозе если два раза в году проходил трактор (такой колесник был с большими шипами), то вся деревня сбегалась смотреть.
Партийная работа — это было не престижно
— Вы стали партийным работником. Это был осознанный выбор? Хотели делать карьеру?
— Моего неполного среднего образования в ту пору было достаточно, чтобы стать учителем. Втянулся, больше десяти лет стаж, пединститут — заочно. Стал директором школы. И тут меня приглашают заведующим отделом пропаганды и агитации в горком партии. Не хотел я таких перемен, но отказываться было не принято. Прошел всю партийную лестницу, стал первым секретарем горкома.
Пожар случится — пожарный первым делом посылает спецмашины и одновременно докладывает первому секретарю и председателю исполкома. Неважно, когда он случился, в два или в три часа ночи. Эта работа была тяжелая. Спрашивали и за количество коров, за надои, за посевную, за уборку, за выполнение плана. Нет таких вопросов, к которым бы партия была не причастна.
Я не знаю примера, чтобы в партийные органы кто-то попал по какой-то рекомендации, по знакомству. Элита не стремилась в партийные органы своих детей пристроить. В основном в МГИМО, другие модные институты. Но чтобы на партийную работу — это было не престижно.
Человек в поле зрения
— Вы долгое время работали заведующим одного из самых закрытых отделов обкома партии — административных органов, который курировал не только милицию, прокуратуру, суды, адвокатуру, но и все воинские части. Доводилось сталкиваться с особым контингентом? Чем он отличался от нынешнего?
— Первое отличие: не стоял так остро вопрос о наркомании. Строжайшие законы, строгий контроль и учет всех наркосодержащих препаратов — исключали злоупотребления.
Раньше каждый человек был в поле зрения. Ценился и уважался труд, в том числе и особого контингента. Постоянно привлекали рабочих из исправительно-трудовых колоний, причем на важнейшие объекты. Скажу больше, я не знаю объектов, которые бы зэки не строили.
Гостиница «Новосибирск» около вокзала долго стояла недостроенной. Стройку приостановили, когда случился пожар в Москве: горела гостиница «Россия». Решено было делать новый проект, предусматривающий дымоудаление. А потом встал вопрос: кто ее будет достраивать?
Гендиректор «Сибакадемстроя» Лыков согласился и запросил рабочих из мест заключения. И они построили. Весь Калининский район и завод химконцентратов строили зэки. Дворец спорта «Сибирь» тоже. Академгородок, ВАСХНИЛ, Высшую партийную школу, даже новый обком партии…
Насмотрелся я на них. Уверен: зэки — это люди, которые попали в беду, им не повезло с обстоятельствами жизни...
Любая сила выдавливается силой
— Всех мучает вопрос: если власть была так уважаема и устойчива, то почему потом все рухнуло в одночасье?
— Опыт многих стран доказал, что самая прочная власть может быть легко разрушена, если подорвано доверие к ней. Либо она сама виновата в этом подрыве, либо — заинтересованные в смене власти люди. Китай стал примером развития отношений власти и общества в огромной стране. США держат баланс капиталами двух партий. Мусульманские страны организуют свой национальный монолит с помощью религии, безусловные ценности которой поддерживают в безупречном авторитете. «Арабская весна» показала, что любая сила выдавливается силой.
Сильная Россия не устраивала наших «заклятых друзей» в 80-е годы, не устраивает и сейчас. Ни сильный Путин, ни сильная Россия им не нужны. И если в нашей стране недостанет патриотизма, получим очередную перестройку с лидером-марионеткой, который будет петь джаз вместе с Обамой.
Все, чего страна добилась, было основано на доверии власти. Ни у кого вопросов не было: надо или не надо делать? Надо колоски собирать — собирали. Надо целину поднимать — поднимали, БАМ строить — строили. Была вера, что все решается правильно.
С позиций сегодняшних я понимаю, что власть тоже должна контролироваться народом, прислушиваться к критике. Но у нас пока не хватает конструктива, за любой критикой виден узкочастный интерес: либо дорваться до власти, либо до денег. Доллар, рубль многим «борцам за справедливость» затмили совесть и честь.
Уже 11 лет меня избирают председателем совета землячеств. Всю нашу работу мы строим на том, что мы — патриоты. Чувство патриотизма в абсолютном большинстве нашего народа присутствует. Так нужно его конвертировать в дела, это и есть проверка намерений: для чего ты любишь Родину? Чтобы служить ей или чтобы, как ласковый теленок, за двоих доить?
БЛИЦИНТЕРВЬЮ
— Самый лучший период в вашей жизни?
— Самые светлые воспоминания связаны с работой первым секретарем Барабинского горкома партии. Я был в постоянном общении с людьми. Рад, что барабинцы до сих пор помнят и считают меня родным. Я почетный житель Барабинска.
— В чем смысл работы членов Ассоциации землячеств?
— В позиции: помоги ближнему, даже если он не просит. И если он спасибо не скажет, не обижайся.
— Вы часто говорите об украденном детстве. А заслуженный отдых кто у вас украл?
— Это я сам. Четверть века на пенсии, но хожу на работу каждый день. Хочу быть полезным, надеюсь, мой опыт помогает людям.
— Самая ценная награда для вас?
— Медаль «Патриот России». Таких в Новосибирске немного, она мне очень дорога. Я, правда, ее ни разу не надевал. Она такая мягкая, родная, нежная. Дело, конечно, не в медали, а в моих чувствах.
— Какое качество в бытовых отношениях вы цените выше всего?
— И в бытовых, и в деловых: я никогда никуда не опаздываю и не люблю, если кто-то пренебрегает временем. Это самый дорогой ресурс человека.
СПРАВКА
Николай Григорьевич Гаращук родился в 1929 году. Трудовая биография началась в 1948 году в начальной школе. С 1959 года — на партийной работе. С мая 1978 года до выхода на пенсию работал заведующим отделом административных органов обкома КПСС. Пенсионер союзного значения. В 1992 году начал трудовую деятельность в банковской сфере. С 1996 года и по сей день — советник генерального директора по персоналу банка «Акцепт». Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1972), высшей наградой Новосибирской области — знаком отличия «За заслуги перед Новосибирской областью» (2004), золотым Почетным знаком «Достояние Сибири» в номинации «Государство и общество» за большой личный вклад в развитие общественных институтов Новосибирской области (2004), орденом Почета (2007), памятной медалью «Патриот России» (2008), многими правительственными и ведомственными наградами. В 2004 году на 17-й сессии Барабинского горсовета Николаю Григорьевичу Гаращуку присвоено звание «Почетный гражданин Барабинска».