Элементарная надёжность
Чтобы увидеть, как обеспечивается безаварийность работы газотранспортной системы, мы отправляемся в Барабинский район, где в ноябре проходил ремонт трассы Омск — Новосибирск — Кузбасс, крупнейший в производственных планах компании этого года.
Многоводье
По одной из версий, топоним «бараба» в переводе с татарского означает «многоводье». Заболоченные земли здесь занимают больше 12 процентов территории, и во время весенних разливов река Бараба иногда действительно похожа на море.
Барабинск, Куйбышев (бывший Каинск) и Татарск являют собой хрестоматийный пример городков, удаленных от мегаполисов, а вместе с тем и от привычных благ цивилизации в виде торговых центров, хороших дорог, комфортабельных гостиниц, а также промышленных производств. Градообразующим предприятием Барабинска является одноименная железнодорожная станция. Через сто лет после появления железнодорожной магистрали барабинские степи пересекла магистраль газовая, навсегда изменив жизнь региона.
Гарантия надежности
Надежность газопровода волнует человечество с самого начала транспортировки газа. Барабинское «многоводье» и глинистый горизонт в почве — специфика местной эксплуатации. При взаимодействии с водой он образует электролит. Отчасти в этом причина того, что на этой газовой магистрали проходят в последние два года самые крупные комплексы текущих ремонтов.
— Газопровод Омск — Новосибирск — Кузбасс имеет особое значение, — отмечает начальник производственного отдела «Газпром трансгаз Томск» Денис Васюков. — Он подключает все наши газовые магистрали в Западной Сибири к единой системе газоснабжения «Газпрома». Здесь уже можно говорить не только о Новосибирской и Омской, но и Кемеровской, Томской и Тюменской областях. Поэтому мы тщательно следим за состоянием трубы и проводим плановые ремонты два раза в год.
Стоило только съехать с федеральной трассы «Байкал» на развороченную тяжелой техникой грунтовку в Барабинском районе, ведущую к одному из участков ремонтных работ, как наша Camry превратилась из символа японского комфорта и самоуверенности в беспомощный и нелепый образец автогламура. Гораздо органичнее здесь смотрелись вахтовки, трубоукладчики и экскаваторы с работавшими вокруг них людьми в спецовках.
«Огневая» реальность
Здесь вообще другая, непривычная обывателю реальность. Погода для трассовиков — это все. Порывистый ветер и неслабый для ноября мороз считаются оптимальными условиями работы на трассе. Причина в прямом смысле под ногами — при плюсовой температуре раскисшая глина засасывает, облепляя сапоги многокилограммовыми кандалами, поэтому морозная чистота считается за удачу. Трудовой день, начавшийся утром, практически без остановки будет длиться до завтрашней зари.
— Высочайший профессионализм тех, кто здесь работает, достоин восхищения, — говорит стоящий у кромки шурфа Шамиль Тухтаметов, директор Барабинского линейного производственного управления магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Томск». — Посмотрите: ни одного лишнего движения — все продумано до мелочей, люди работают четко и слаженно как единый механизм. Такое мастерство свойственно всем нашим коллективам. Здесь собрались специалисты шести филиалов из Омска, Барабинска, Томска, Александровского, Новосибирска. Спасибо им всем за высококлассную работу!
Масштаб работ действительно впечатляет. Мы находились лишь на одном из 35 участков, расположенных в Каргатском, Убинском, Чановском, Куйбышевском и Барабинском районах Новосибирской области. На все про все газовикам отведены 12 дней. Чтобы минимизировать время отключения потребителей от газоснабжения, работа велась круглосуточно. Чтобы справиться с задачей, привлечено более 200 специалистов и 50 единиц техники из шести филиалов предприятия, базирующихся в Томской области, Барабинске, Новосибирске и Омске.
Мы наблюдаем, как экскаватор новосибирца Сергея Свинаренко подсыпает для устойчивости под трубу глиняную подушку. Помимо помощи техникой, Новосибирский филиал в это же время выполнял работы и в зоне своей ответственности: его специалисты провели замену кранового узла на камере запуска на 527-м километре газопровода Омск — Новосибирск.
— У меня отец здесь проработал пятнадцать лет, — говорит Алексей Чумаков, сварщик УАВР, который трудится на предприятии второй год. — Я продолжаю его дело. Мне нравится, интересно, романтика, можно сказать: всегда с природой рядом, на свежем воздухе. Розовых очков никогда не надевал, знал, что значит работать на трассе. Однако это гораздо интереснее, чем, к примеру, варить металлоконструкции. Да и, когда работаешь, понимаешь, что для народа все…
Привычное слово «вахтовка»
Темнеет, и трудовой день продолжается уже при свете фонарей. Всполохи сварки говорят о том, что идет врезка новой трубы взамен удаленного участка. Несмотря на поздний час и завершение 12-часовой рабочей смены, настроение у всех приподнятое.
Неожиданно среди сварщиков узнаем Михаила Круглыхина. Именно его вместе с коллегой Сергеем Барановым можно было увидеть на экране телевизора в репортаже с торжественной церемонии первого стыка газопровода «Сила Сибири».
«Газпром» — компания контрастов. Два месяца назад в Якутии они варили первый стык крупнейшего международного проекта и жали руку Президенту России, а теперь вот лежат под трубой на деревянных поддонах и делают сварной шов газовой магистрали где-то между Новосибирском и Барабинском. Они, сварщики высшего, шестого разряда, как никто знают и любят свое дело.
— Первое время все мне старались руку пожать, — смущенно улыбается Михаил Круглыхин. — То есть через меня с Президентом поздороваться.
На морозе, при пронизывающем ветре в конце концов ноги замерзают даже в зимних ботинках, и стоящий неподалеку вахтовый городок кажется последним приютом цивилизации под бескрайним звездным небом. Неистово ревущий дизель- генератор старательно преобразует углеводородную энергию в электрическую, обеспечивая теплом и светом два десятка жилых вагонов.
Центр этой вахтовой цивилизации, конечно, столовая. Бойкий молодой повар Наталья Арефьева не останавливается ни на секунду. Вместе с напарницей Татьяной Титовой они не покладая рук с пяти утра до часа ночи жарят, раскатывают, чистят, наливают, моют и убирают. В меню два вида каши, глазунья, выпечка, два первых, включая солянку, четыре вида гарниров, шесть видов второго, где есть и азу по-татарски, плюс пять салатов.
Происходившее в это время на компрессорной станции «Кожурлинская» являло собой полную противоположность «огневым». Идеальный образец современных технологий, где огромным производством управляют всего несколько человек. По территории можно ходить часами, не встретив ни души. Желто-сине-красное переплетение труб, крановых площадок и производственных блоков выглядит вызывающе ярко и оптимистично в этом царстве заснеженных степей. Полная гармония с природой...
Персонал станции, как и весь коллектив Барабинского ЛПУ, можно записывать в партию зеленых. Здесь реализуют два крупных экологических проекта: возрождение полуострова Сугун и очистка озера Сартлан. Скоро неподалеку от станции поставят кормушки для лесного зверья — косуль, зайцев, лосей.
В диспетчерской лишь немногим оживленнее, чем на территории. Между тем именно здесь несколько дней назад Юрий Шапошников, диспетчер Барабинского ЛПУМГ, отдал команду о перекрытии кранового узла № 21, дав старт ремонту магистрального газопровода, что привело в движение сотни людей и десятки единиц техники.
— Эти работы интересны тем, что впервые мы смогли выработать из газопровода больше газа, снизив давление до 16 килограмм на кубический сантиметр, ранее это цифра не была ниже 24, — рассказывает специалист. — Тем самым был минимизирован выброс метана в атмосферу и сэкономлено добытое топливо, а это в конечном итоге деньги.
В 2014 году компанией проведен капитальный ремонт с заменой около 60 километров магистральных газопроводов, отремонтировано более 130 участков газовой магистрали, еще на 500 километрах трубопровода выполнена диагностика. Если элементы системы надежны, надежна и вся система энергетической безопасности региона.