Охотник за звёздами
Обладатель самой большой в Сибири коллекции автографов рассказал, как добыть заветный росчерк пера и получить улыбку самой несговорчивой звезды
Житель Новосибирска Владимир Братеньков — простой экспедитор, но имеет весьма необычное хобби, которому посвящает все свое свободное время. Молодой человек более пятнадцати лет собирает автографы. Сегодня в его коллекции уже свыше четырех тысяч подписей известных людей. И это, говорит сибиряк, только начало.
Привет малой родине
Дома у Владимира есть специальный стол, на котором лежат аккуратно сложенные альбомы. Смотрим их и удивляемся. Мало того что все красиво и аккуратно оформлено — тут и биографические данные, выведенные каллиграфическим почерком, и фото, и сами автографы. Есть тут у него и Пэрис Хилтон, и российские звезды всех мастей. Есть все!
— Я не знаю, почему у меня появился интерес к собиранию автографов, — рассказывает коллекционер, — наверное, из-за любви к советскому кино. Помню, смотрел в детстве все эти фильмы (мой любимый фильм — «Гараж» Эльдара Рязанова) и было ощущение, что артисты, которых я вижу на экране, близкие для меня люди.
На малую родину к Владимиру, в село Усть-Калманка Алтайского края, звезды кино и театра приезжали, скажем честно, не слишком часто, поэтому он решил переехать жить в Новосибирск. Теперь парень здесь как рыба в воде: концерты знаменитостей проходят каждую неделю, ходи не хочу. Но Владимир — патриот, родину свою не забывает.
— У меня фишка такая, — говорит наш собеседник, — я с актерами встречаюсь и говорю: передайте привет Усть-Калманке!
Лиха беда начало
Первый раз реальную, настоящую звезду Владимир увидел в 1996 году, когда еще жил на Алтае.
— Нам в школе предложили посетить концерт Меладзе, — рассказывает молодой человек, — и мы поехали в Барнаул.
Тогда взять у певца автограф парню не удалось, зря только простоял в очереди, зато появился азарт охотиться за звездами.
После был Юрий Шатунов.
— Во Дворце спорта фанаты меня как стиснули, просто прижали к сцене, — говорит Владимир. — Встреча была классной, но я и в этот раз остался с носом, то есть без автографа.
Но решимости парня это не убавило. Вскоре дело по собиранию росчерков пера знаменитостей пошло на лад, и в этом Владимиру помог Валерий Золотухин.
— Написал ему письмо: «Я вас люблю, уважаю ваши роли, ваш Бумбараш для меня — это все», — вспоминает наш собеседник. — Спустя какое-то время в моем доме раздается звонок: «Это театр на Таганке, вы Владимир Братеньков? Валерий Сергеевич сейчас на Алтае и хочет встретиться с вами, приходите на творческий вечер»...
Сегодня процесс поиска новых автографов идет без сбоев. Владимир добывает их уже без особого труда.
— Я пишу письма, и мне почти всегда отвечают, потому что я искренне интересуюсь, изучаю биографии этих людей, их творчество. Я пишу от души, — говорит Владимир.
Письма коллекционер отправляет в основном старого образца, бумажные, но, конечно, пользуется и электронной почтой.
— Один раз написал по «электронке» актеру, сыгравшему Петруху из «Белого солнца пустыни». Он был рад моему письму, ответил быстро, но упрекнул: мол, впредь пиши артистам от руки, на бумаге — получать и читать такие письма намного приятнее.
Теперь автограф Петрухи — на особом, почетном месте в коллекции, как и письмо от Юрия Яковлева, написанное актером за месяц до смерти.
— Советские актеры — это моя любимая тема, — признается Владимир Братеньков. — Из раритетов у меня есть автограф Любови Орловой, купленный на одном из аукционов всего за 500 рублей, и автограф Николая Рыбникова — этот росчерк пера стоил всего 150 рублей.
Пьеху ждали два часа на морозе
Иногда Владимиру поступают предложения продать что-нибудь редкое из его богатой коллекции. Говорит, суммы претенденты на автографы порой озвучивают немаленькие, доходит до миллиона, но он не продает: им движет не материальная выгода, а интерес, чистый интерес к миру театра и кино.
— Я к звездам отношусь, повторю, как к близким людям. И они тоже меня помнят и уважают. Вот, к примеру, актриса Ольга Волкова, так она вообще мне как-то сказала: «Володенька, ты можешь считать меня своей тетей. Когда хочешь, звони и приходи в гости».
Владимир Братеньков на короткой ноге и со многими другими известными личностями, например с Верой Алентовой и Эдитой Пьехой. С последней, рассказывает, смешной случай был:
— Эдита Станиславовна среди фанатов тем известна, что не любит фотографироваться. Но мне удалось получить ее фото. Как-то был у нее концерт в Доме ученых в Академгородке, и мы стояли караулили ее два часа на морозе. Потом смотрим — одна стоит и боится выйти, на улице был гололед. Мы помогли ей дойти до машины.
Тогда фотографироваться с терпеливыми и чуткими сибиряками Пьеха не стала, сославшись на усталость и «некондиционный» внешний вид, но на следующий год, когда Владимир опять пришел на какой-то из ее концертов, все-таки сдалась.
Это их работа
Подобный случай был у Владимира и с актрисой Лией Ахеджаковой.
— Эта актриса также, как и певица Пьеха, не любительница фотографироваться с фанатами, она очень дорожит своим лицом, — рассказывает Владимир. — Но мы и эту крепость взяли. Почти штурмом...
Владимир во время встречи с известной актрисой сказал дословно следующее: «Я не прощу себе, если уйду без фото, я ваш портрет повешу дома на стену, ваша Анфимья Степановна из фильма «Небеса обетованные» — это моя любимая роль, все реплики этой героини я знаю наизусть». В общем, все сложилось весьма удачно.
Из не дающих автографы и не фотографирующихся, говорит Владимир, он уже многих разоружил, осталось «добить» разве что Ирину Аллегрову. Но она так упорно прячется от фанатов, зайдешь за кулисы с камерой — рискуешь получить по лбу.
— Некоторые организаторы гастролей противятся тому, чтобы фанаты караулили звезд и общались с ними. Но считаю — это их работа. Я понимаю, что когда бежит толпа фанатов — ситуация, конечно, неприятная, однако когда нормальный человек подходит и вежливо просит дать автограф или сделать фото, почему бы нет? В моем понимании человек, чем бы он ни занимался, — это прежде всего человек. К примеру, была бы Ирина Аллегрова известной дояркой, я бы также подошел к ней с желанием пообщаться, попросил автограф и дать попить молока.
Впрочем, в Новосибирске артистам столкнуться с толпами фанатов практически не реально, говорит наш собеседник, знаток тусовочной жизни и закулисья:
— Люди в Сибири часто бывают равнодушными к гастрольно-концертным эпопеям, их сложно расшевелить. Толпы бывают разве что на рок-концертах, но я туда не хожу.
Колдуна вычислил по ободку на тарелке
За годы охоты за автографами и фотографиями известных людей Владимир научился без особого труда не только проникать за кулисы и в гримерки, но и вычислять, кто из артистов в какой гостинице будет жить во время гастролей.
На самом деле все не так сложно, говорит наш собеседник, — дело техники. К примеру, Диму Колдуна он вычислил по золотому ободку на тарелке:
— Дмитрий выложил в Сеть фото из разряда «Я кушаю», а я знаю примерно, в каком из отелей какая посуда. Пришел в предполагаемый отель, и вот он — Дима собственной персоной.
Есть в коллекции Владимира и автографы политиков. Подпись Путина получить не удалось, зато есть Жириновский. Тот не просто автограф оставил, но и выслал своему тезке тысячу рублей — на марки.
Дома у Владимира стоит коробка уже написанных, но пока не отправленных писем, которые ждут своего часа.
ФАКТ
Автографы знаменитых людей со временем обретают большую ценность. Так, собственноручная подпись Уильяма Шекспира сегодня оценивается в 4,66 миллиона долларов