Свобода делать то, чего должно хотеть
Треть текста российской Конституции отведена регулированию прав и свобод гражданина нашей страны
При подготовке основного закона РФ предлагалось около 20 различных проектов. Завершало процесс Конституционное совещание, которое продлилось почти три месяца. Закончилась ли работа над этим документом? Чем обусловлена жесткость правового регулирования жизни общества? На эти и другие вопросы отвечает заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Новосибирского государственного университета экономики и управления Андрей МАКАРЦЕВ.
Инструмент для механизмов власти
— Андрей Алексеевич, что может стимулировать понимание основного закона нашими согражданами?
— Недавняя дискуссия вокруг внесения изменений в Конституцию РФ, касающихся увеличения срока полномочий Президента РФ и Государственной думы РФ, в том числе и негативные мнения об этом, привели к тому, что многие, в том числе и представители студенчества, заинтересовались не только содержанием нашей Конституции, но и стали интересоваться тем, как в других странах регламентируется правовой статус органов публичной власти, какие полномочия они имеют, какими правами обладают люди.
Социологические опросы ВЦИОМ показывают, что рейтинг позитивного отношения населения к Конституции РФ возрос в последние годы с 44 до 56 процентов, что, безусловно, свидетельствует о повышении эффективности действия Конституции РФ, о возрастании правовой культуры россиян в целом.
Накануне празднования 20-летия Конституции в Новосибирске проводился опрос среди студентов 3 — 4-х курсов, обучающихся по не юридическим направлениям. Итоги показали знание основных конституционных положений у 75 процентов опрошенных. На мой взгляд, это отличный показатель.
— Мне кажется, что в других аудиториях результат был бы хуже, но, может быть, это не так уж и плохо. Ведь говорят же, что те законы хороши, которые регулируют нашу жизнь незаметно...
— Конечно, Конституция не является обычным правовым нормативным документом. Это инструмент создания механизмов эффективно функционирующей системы государственной власти и управления, основанной на принципах разделения и взаимного сдерживания властей.
Что касается незаметности, можно с уверенностью сказать: жесткость регулирования во многом зависит и от уровня правосознания граждан. Точнее, отсутствие последнего может приводить к ужесточению механизмов правового регулирования.
Вторая сторона этого процесса — качество работы органов исполнительной власти. Чем они эффективнее, тем меньше нужно прибегать к экстраординарным мерам, в том числе и в отношении поведения людей.
Угрозы и меры предотвращения
— А есть примеры таких экстраординарных мер, ограничивающих конституционные права?
— После террористических актов в США 11 сентября 2001 года в мире резко актуализировалась дискуссия о соотношении свободы и безопасности. Ради обеспечения последней некоторые страны пошли на существенное ограничение прав граждан и отдельных социальных групп. Так, Великобритания разрешила внесудебное ограничение свободы иностранцев, подозреваемых в терроризме. Их задержание происходило только на основании акта министра внутренних дел.
Многие страны вслед за США упростили процедуры сбора информации о лицах, подозреваемых в терроризме. При этом ряд мер, которые были позаимствованы другими странами, до сих пор вызывают ожесточенные дискуссии в обществе и научном сообществе. Так, Конституционный суд ФРГ, рассматривая конституционность права государства сбивать самолеты, захваченные террористами, произвольно просматривать электронную почту, признал эти меры непропорциональными той угрозе, на предотвращение которой они направлены.
— Получается, что стабильность Конституции связана со стабильностью и высокой эффективностью власти?
— Конституционный текст нельзя рассматривать как нечто неприкосновенное. Это важно и в связи с тем, что стратегия дальнейшего конституционного развития России не является до конца разработанной, может корректироваться, изменяться.
Еще раз вспомним поправки к Конституции РФ от 30 декабря 2009 года. Важная часть этих поправок — наделение Государственной думы контрольными полномочиями по отношению к Правительству РФ. Теперь нижняя палата российского парламента заслушивает ежегодные отчеты Правительства о результатах его деятельности. Принятие этого закона заложило основы возможного реформирования российской формы правления в сторону парламентарной республики, в которой глава государства не обладает реальными полномочиями. Но пока тенденция перехода к парламентарной республике не нашла дальнейшего развития в отечественном законодательстве.
В качестве примера стабильности основного закона часто приводится Конституция США, в которую за более чем двухсотлетнюю ее историю было внесено лишь 27 поправок, а предлагалось внести более пятидесяти тысяч. Но здесь необходимо принимать во внимание тот факт, что Конституция США по своему характеру является краткой, закрепляющей лишь основные элементы системы государства. В ней почти не упоминаются права и свободы человека. Они получили закрепление в дальнейшем, в первых десяти поправках, получивших название «Билль о правах». В самом тексте упоминаются лишь два права: право на жизнь и право на собственность. Все остальное, касающееся правоприменительной практики, восполняется актами конгресса и президента, судебными прецедентами.
— Поэтому они бесконечно затевают судебные тяжбы, отстаивая свои права?
— В какой-то мере. Но в основном это является следствием краткости, туманности Конституции США. Не имея права ни принимать, ни отменять конституционные нормы, именно суды играют решающую роль в определении содержания действующей американской Конституции. По выражению Говарда Хьюза, возглавлявшего Верховный суд США с 1930 по 1941 год, Конституция представляет собой то, что говорят о ней судьи. Так называемая живая Конституция сложилась и продолжает развиваться как результат юридического приспособления конституционной системы США к современным социально-политическим и международным условиям.
В какой-то мере это характерно и для российского конституционного процесса. Толкование Конституции РФ направлено на устранение неопределенности понимания ее положений, установление и разъяснение их подлинного смысла, содержания и целей.
У нас и у них
— Права и свободы человека у нас и у них — есть какие-то значительные отличия?
— На основе конституционных норм нельзя вывести различия особенностей правового регулирования в разных странах мира. Во-первых, это связано с тем, что конституции многих стран похожи. Заимствование конституционных положений является характерной чертой всех основных законов, тексты которых были подготовлены во второй половине ХХ века.
В нашей Конституции регулированию прав и свобод отведено 57 статей, это около трети объема документа. В этой сфере Конституция РФ закрепила те общечеловеческие ценности, которые были утверждены в результате европейских буржуазных революций и нашли свое воплощение в законодательных актах, впервые в истории человечества закрепивших равенство, свободу. И в этом смысле конституции разных стран очень сходны.
Права и свободы в российской Конституции поставлены во главу угла, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Принцип неотъемлемости и неотчуждаемости основных прав и свобод человека, их принадлежность каждому от рождения имеет определяющее значение в отечественной правовой системе.
— Но всегда ли мы верно понимаем личное право? Возникают сомнения, когда видишь очередного героя сюжета о воздушных дебошах.
— Еще Шарль Монтескье заметил, что свобода состоит совсем не в том, чтобы делать то, что хочется. В государстве, то есть в обществе, где есть законы, свобода может заключаться в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принужденным делать то, чего не должно хотеть.
— Новая Конституция прописала значительно меньше обязанностей, чем прежняя. Как вы считаете, соотношение прав и обязанностей в ней сбалансировано или нужно об этом еще подумать на уровне текущего законодательства?
— Кроме обязанности соблюдать законы и Конституцию, в ней закрепляются обязанности платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, обязанность защиты Отечества. Вот и все. Это немного.
Но мы видим, что на законодательном уровне этот список порой существенно корректируется. Это естественный процесс для любого государства. Так, в последнее время мы с вами наблюдаем увеличение перечня налогов и сборов, которые должны платить российские граждане. Одна из последних новаций — обязательный сбор на капитальный ремонт.
БЛИЦ
— Какой сектор деятельности в нашей стране требует срочного внимания законодателей?
— Экономика.
— Какую обязанность вы срочно включили бы в законодательство?
— Никакую. Необходимо, чтобы в полной мере соблюдались существующие.
— Что облегчает жизнь человека, желающего быть законопослушным?
— Знания и постоянное стремление к самообразованию.
ФАКТ
История рождения Конституции РФ (1994 г.) продолжалась 3,5 года — над текстом работали более тысячи авторов