USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Миллионы в сетях «коммуналки»

Юлия НАЗАРЕНКО
На возможности экономии в сфере ЖКХ нужно взглянуть более пристально.
На возможности экономии в сфере ЖКХ нужно взглянуть более пристально.

Бюджет должен помочь жителям сельских многоквартирников в установке общедомовых приборов учета, а инвесторам — дойти до ЖКХ в глубинке

Привлекательность инвестиций в сфере жилищно-коммунального хозяйства села падает, а потому бюджету придется взять на себя часть расходов на модернизацию. Детали проекта новой госпрограммы по повышению энергоэффективности, к исполнению которой приступят с 2015 года, были представлены на транспортном комитете Законодательного собрания.

Одной программой не объять
Документ предусматривает инвестирование в модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры области до 2020 года в размере 13 миллиардов 850 миллионов рублей, 12,7 миллиарда из них предполагается привлечь из внебюджетных источников. Попросту говоря, это деньги частного капитала. Остальное — вложения региональной и муниципальной казны, плюс что-то, вероятно, «подкинет» федеральный бюджет. Однако размеры поддержки Москвы пока трудно спрогнозировать: заявочная кампания в Минэнерго РФ еще не проведена, а потому в правительстве исходят из собственных скромных резервов.

В обоснованиях министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области Дениса Вершинина ничего принципиально нового не прозвучало: аналогичная программа, действие которой заканчивается, содержит почти те же постулаты. Она подвинула «коммуналку» вперед, но модернизация ЖКХ — дело не четырех-пяти лет. И не одного десятка миллиардов рублей.

— Мы ежегодно фиксируем значительные сверхнормативные потери тепла, других ресурсов в учреждениях бюджетной сферы. Не до конца оснастили общедомовыми приборами учета (ОПУ) многоквартирные дома (МКД). Мы имеем устаревшее оборудование на предприятиях коммунальной сферы, включая трансфер тепловой энергии и ее производство. По состоянию на сегодняшний день не в полной мере заработал рынок энергосервисных компаний, которые бы могли предложить соответствующие инвестиции, — кратко резюмировал список проблем в ЖКХ министр.
Это все предполагается исправить в предстоящие шесть лет, чтобы уложиться в требования федерального законодательства по снижению энергоемкости валового регионального продукта и переходу к рациональному и экологически ответственному использованию ресурсов.

Поддержать «оприборивание» на селе
Программу условно можно поделить на несколько пунктов. Во-первых, повышение энергетической эффективности в учреждениях бюджетной сферы, начиная с обучения энергоменеджменту. Часть средств, которые руководители сэкономят после реализации энергосервисных мероприятий, будет оставаться в бюджете учреждений и использоваться на их собственные нужды и развитие. За период действия предыдущей программы, по словам министра, уже заключено 69 таких контрактов, по которым фиксируется эффект экономии.

Во-вторых, повышение энергетической эффективности в многоквартирных домах, что отчасти решается в рамках системы капремонта. Помимо реконструкции инженерных коммуникаций и укрепления теплового контура, речь идет об установке ОПУ. Министру видится самая большая проблема в домах, имеющих транзитные теплотрассы.

— Самоокупаемости там не будет, поэтому планируется участие областного бюджета и, возможно, федерального, — уточнил Денис Вершинин.
Однако члены комитета по транспортной, промышленной и информационной политике не совсем согласились с такой постановкой. В частности, депутат Александр БАРСУКОВ считает, что помощь бюджета по установке приборов учета нужно продолжить, не ограничивая ее адресами с транзитными теплотрассами. Парламентарий напомнил, что обращения жителей по поводу компенсации за установку ОПУ поступают регулярно. Между тем на 2015 год средства в программе на эти цели не заложены, хотя ранее предусматривалось около 18 миллионов рублей. Как выяснилось, это только та сумма, которую бюджет мог бы компенсировать, а не стоимость «оприборивания» оставшихся МКД, — она в разы больше, и пусть в рассрочку, но эта сумма ложится на плечи собственников. Тем не менее в 2015 году исчезла даже компенсация. Причина, как пояснил министр, — дефицит бюджета, но есть вероятность, что уже 2016 году эта строка снова появится.

Вице-спикер парламента Сергей Титков обратил внимание, что большинство обращений по поводу ОПУ исходит из районов, где преимущественно многоквартирники — это дома далеко не на 100 хозяев. Стоимость приборов учета раскладывается на несколько семей, в том числе с небольшим доходом. Нагрузку на них необходимо ослабить, настаивают депутаты.

В конце концов взаимопонимание было найдено. Задачу «нащупать возможности и инструменты поддержки именно для малоквартирных домов» министр для себя отметил, при этом уточнил, что в целом по вопросу компенсаций на установку приборов учета можно вернуться в первом квартале 2015 года.

Трубы «горят»
Программа, которую представил парламентариям министр, должна помочь предприятиям коммунального комплекса достичь инвестиционной и эксплуатационной самодостаточности. В том числе путем внедрения энергосберегающих технологий. На промышленных предприятиях этот процесс стимулируется через компенсацию части процентных ставок по кредитам, которые привлекаются на реализацию инвестиционных программ. Рассматривается вопрос и по компенсации части затрат по лизингу — в рамках энергосервисных контрактов, но решения пока нет.

Что касается модернизации коммунальной инфраструктуры, а это и котельные, и теплотрассы, и системы водоснабжения и водоотведения, и большая энергетика, то основным источником финансирования здесь предполагаются собственные инвестиционные программы ресурсоснабжающих предприятий и естественных монополистов. Область в 2015 году намерена поддержать это направление 450 миллионами рублей через Фонд модернизации ЖКХ.

— На какие конкретно цели пойдут эти средства? — поинтересовался депутат Максим ЛЕОНЕНКО.

Как пояснил министр, на реконструкцию теплосетей там, где частный инвестор готов финансировать строительство новой котельной. Сети при этом остаются в собственности муниципалитета, но комплекс в целом эксплуатируется частной организацией. Такие проекты уже реализуются в Болотном, Колывани, Чистоозёрном, Краснозёрском и Черепаново. На обсуждении еще несколько объектов в райцентрах. «Мы должны обеспечить свой уровень софинансирования с частным инвестором», — подчеркнул Денис Вершинин.

Максим Леоненко напомнил, что у предприятий есть возможность ежегодно оптимизировать потребление затрат с помощью тех же энергосервисных контрактов, по которым затраты инвестора возмещаются за счет достигнутой экономии средств, получаемой после внедрения энергосберегающих технологий. И таким образом частный капитал мог бы обойтись без участия бюджета.

Но, увы…

— Общая конъюнктура рынка сейчас меняется, и количество частных инвесторов с реальными средствами убавляется, — констатировал министр.

По сути бюджет сегодня вынужден заманивать инвесторов, снижая для них сроки окупаемости проектов. Если в случае с новой котельной они составляют порядка семи лет, то с теплосетями — до 10 — 12 лет. В ряде населенных пунктов годовая выручка теплоснабжающих организаций не превышает 1,2 миллиона рублей. Туда частного инвестора и калачом не заманишь. Между тем по техническому состоянию и параметрам энергоэффективности там ситуация критическая: в два раза выше сверхнормативные потери, в полтора раза — удельные расходы топлива. Убытки не закладываются в тариф, их ежегодно компенсирует все тот же бюджет. Понятно, что раз инвестировать и забыть о проблеме лучше, чем доводить положение до чрезвычайного.

Депутаты единогласно согласились с доводами и в целом проголосовали за проект документа с некоторыми уточнениями.

КСТАТИ
Размер убытков коммунального сектора за 2013 год, по словам министра энергетики и ЖКХ Новосибирской области Дениса Вершинина, при существующих тарифах составил примерно 700 миллионов рублей. Эти данные зафиксированы и областным департаментом по тарифам. Всего из 1 326 котельных на территории региона в модернизации нуждаются не менее половины. Однако точную цифру в министерстве не называют, поскольку в процессе строительства новых котельных, в соответствии со схемой теплоснабжения, количество объектов сокращается: одна котельная, более мощная и энергоэффективная, заменяет от двух до четырех старых.