Сергей ТИТКОВ: Кого защитит бюджет
Последние несколько недель тема бюджета региона на 2015 год, а также вопрос перераспределения НДФЛ не в пользу Новосибирска у всех на слуху. В начале истории были опасения, что это может вызвать раскол в политических кругах региона, однако областные парламентарии единодушно и единогласно согласились с исполнительной властью по всем принципиальным вопросам. Побывавший в нашей редакции первый заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области Сергей ТИТКОВ рассказал, почему так произошло и что могло быть, если бы события развивались по другому сценарию.
Еще свежи воспоминания…
— Сергей Николаевич, обсуждение главного финансового документа региона в комитетах и фракциях Заксобрания было очень бурным, и казалось, что на сессии, принимавшей бюджет в первом чтении, тоже «что-то будет». Но результат — 60 за из 60 голосовавших — удивил, кажется, всех...
— И в Законодательном собрании тоже, откровенно говоря, не ожидали именно таких цифр. Но считаю, депутатский корпус справедливо решил, что сейчас не лучшее время для разжигания эмоций. Недаром ведь говорят, что худой мир лучше доброй ссоры. Да, в комитетах были споры, появлялись острые вопросы к правительству, губернатору. Но бюджет, даже профицитный, никогда не принимается спокойно. Всегда есть два лагеря: сторонники социального бюджета и бюджета развития. Те же промышленники, строители говорят, что если сегодня вложить в отрасль рубль, то через какое-то время благодаря мультипликационному эффекту он даст отдачу в пять рублей. И, наверное, они тоже по-своему правы. Но в сегодняшней ситуации нужно учитывать ряд факторов, сыгравших, считаю, свою роль.
Я сейчас даже не хочу вспоминать конец 90-х годов. Достаточно вспомнить непростое, кризисное время в 2008 и 2009 годах, когда бюджет принимали и тревог за его исполнение было гораздо больше, чем сегодня. Очень хочу ошибиться, однако уже в начале лета мы можем ощутить сложности. Это время, когда педагоги массово уходят в отпуска, им нужно выплатить зарплаты и отпускные, и они будут выплачены. А очень многие помнят те времена, когда эти выплаты также были защищенными статьями бюджета, но денег просто не было, получались огромные задержки. Это очень неприятная ситуация для власти, никто не хочет ее повторения, возврата к прошлому.
И еще момент: если объективно, то вся шумиха была поднята не вокруг бюджета в целом, а по вопросу перераспределения налога на доходы физических лиц от муниципалитетов в пользу областного бюджета. Как уже всем известно, 3,5 миллиарда рублей в итоге «отняли» у Новосибирска и чуть более миллиарда рублей у всех остальных муниципальных образований области. Если совсем откровенно, то эти суммы ни муниципалитетам особой погоды не сделают, ни областной бюджет полностью не спасут. Поддержат, немного усилят — да, но глобально это не те суммы, из-за которых стоило так спорить.
Зачем бояться дефицита?
— Но вопрос ставился именно так, что областные депутаты и правительство «отобрали» у города его деньги. Не обидно было это слышать?
— Обиднее другое — постоянно слышать, как про область и город наши же жители говорят плохие слова, это вообще сугубо российская особенность. За границей, наоборот, будут искать какие-то поводы, чтобы прославить малую родину, найти что-то хорошее, а у нас зайдешь на любой форум, почитаешь комментарии, в большинстве своем, правда, анонимные, и такая картина представляется, что просто ужас. Да, многое непросто, особенно в сельской местности много проблем, но удивительно, что в глубинке люди меньше жалуются, чем в Новосибирске.
Кстати, председатель Заксобрания Иван Григорьевич Мороз не так давно вернулся из Москвы, где собирались все руководители региональных парламентов России. Обсуждали в том числе и бюджетные вопросы, приводилось много информации. Так вот, по очень многим показателям наша область либо в лидерах, либо в серединке, про кризис нигде не говорилось. Есть области, края и республики, где ситуация существенно хуже, где дефицит бюджета много больше, чем у нас. Но никто не паникует, люди продолжают работать, пытаются исправлять ситуацию. А для нас бездефицитный, или еще лучше — профицитный, бюджет как идея фикс. Вот должно быть так — и все, а если нет, то все очень плохо. Наверное, это не совсем правильная позиция.
— И тем не менее вернемся к вопросу о НДФЛ. Многие вполне логично говорили, что раз Новосибирск генерирует основную денежную массу, здесь почти все налоги по НДФЛ, то и оставлять городу надо больше.
— Согласен, мы и с коллегами из горсовета на эту тему дискутировали. Но освещая одну сторону, мы почему-то молчим про другую. О том, что областной бюджет выделял огромные суммы на почти все инфраструктурные объекты последних лет и что из областного бюджета получают зарплату 50 тысяч бюджетников. В конце концов, Новосибирск и сельские районы живут совершенно разной жизнью. Людям в сельской местности тоже хочется иметь хорошую зарплату, дороги, чистую воду и много-много другого, но у них объективно меньше возможностей, чем в Новосибирске. А если мы еще перестанем платить местным учителям, врачам, воспитателям в детских садах, то что тогда будет с областью? Об этом говорили во время споров, но как-то вскользь, в памяти людей это не очень отложилось. Ведь еще совсем недавно процент отчисления НДФЛ Новосибирску был даже ниже нынешних 30 процентов, но область его поднимала — была возможность и было понимание, что городу нужно помочь. А сейчас говорят — отобрали! Не совсем справедливо…
Выборы будут крутыми
— Сергей Николаевич, в связи со всем вышесказанным нельзя забывать о том, что в 2015 году депутатам Заксобрания предстоят очередные выборы. Учитывая не самую простую ситуацию, можете ли вы сейчас спрогнозировать если не результат, то хотя бы ход выборной кампании? С чем кандидаты пойдут к избирателям?
— Одно могу сказать, что выборы будут очень жесткими, я бы сказал — крутыми. В партии «Единая Россия» есть понимание, что уже наступает время идти к людям, общаться с ними. Причем знаю это по собственному богатому опыту: людей не столько интересует, что было сделано, важнее — что будет.
— Вот с этим как раз и проблемы: люди в курсе, что денег в области мало, и на одних обещаниях строить отношения вряд ли удастся...
— Конечно, будут те, кто начнет сулить золотые горы, возможно, даже, некоторым из них поверят. Хотя очевидно, что в нынешней ситуации лучше не обманывать, не заниматься популизмом, а просто честно сказать: чудес не ждите, но все возможное мы сделаем.
Критиковать, быть в оппозиции всегда легче, это общеизвестно, поэтому методы воздействия на избирателей возможны любые, вплоть до запрещенных. Но это борьба за власть, и, наверное, она должна быть такой жесткой. Напомню, кстати, что в 2010 году по партийным спискам «ЕР» добилась минимального преимущества над КПРФ, а основную победу нам добыли депутаты-одномандатники. То есть это личные встречи, доверие избирателей, авторитет в их глазах. Партия — это нечто обезличенное, а когда ты один на один с избирателями, то тут уже, как говорится, не спрячешься — нужно выходить и держать ответ.
Я думаю, что кардинально, совсем с ног на голову, расклад политических сил в Законодательном собрании не изменится, но смена персоналий возможна существенная. И тут очень важно и самим депутатам, и региональному политсовету «ЕР» определяться со стратегией, кандидатурами и многим другим, чтобы можно было сказать осенью будущего года: «Мы победили!»
— Неужели у многих опытных депутатов не накопилась усталость от законотворчества?
— Скорее у людей, которые будут за нас голосовать. Не секрет, что в Заксобрании немало людей, таких, как и я, работающих по два — три срока, а есть и такие, у кого уже четвертый созыв заканчивается. И я понимаю, что мы уже «притерлись». Это чистая психология: людям хочется новых лиц, которые, по их мнению, принесут с собой перемены. По этому поводу расскажу вам давний случай, который вызвал у меня шок и оставил зарубку в памяти.
В конце 90-х годов мы были с группой депутатов в Германии, и на одном из мероприятий кто-то из немецких коллег показал на неизвестного мне мужчину и сказал: «Это будущий канцлер Германии». Я удивился: а как же Гельмут Коль, любимец и объединитель Германии? А мне очень спокойно и буднично сказали: он всем надоел, люди устали от однообразия.
Потом, правда, немцы неоднократно вспоминали «старину Гельмута», а Шредер еле-еле избрался на второй срок, который так и не доработал и вошел в историю как один из худших канцлеров Германии.
Это я к тому, что перемены не всегда на пользу, но психологически нужно быть готовыми к тому, что избиратели захотят немного обновить Заксобрание. Как бы то ни было, в будущем году я ожидаю жаркой и упорной политической борьбы, результаты которой все-таки позволят сохранить стабильность в регионе.