USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Как принцесса Фике стала Екатериной Великой

Фото с сайта www.filmpro.ru
Фото с сайта www.filmpro.ru

Новый телесериал заставляет задуматься о сегодняшнем дне России

Словно специально для тех, кто глубоко интересуется российской историей, в канун выхода на канале «Россия» сериала «Екатерина» на другом телеканале — ОТР в программе «На грани безумия» телеведущий Алексей Семихатов устроил обсуждение исторического эпизода, когда в середине XVIII века у власти в России менее чем на год оказался отнюдь не прямой наследник и весьма ничтожный отпрыск династии Романовых Пётр III. Ученые-историки Александр Каменский и Игорь Андреев рассказывали о дворцовых интригах заката царствования Елизаветы Петровны и, видимо, зная о премьере «Екатерины», не могли не затронуть и роль этой прусской принцессы, совсем юной девушки, которой волею судьбы суждено было стать одной из самых ярких личностей в истории государства Российского.

Известно, если считать по крови, то в последнем императоре Николае II русского было разве что только династическая фамилия, которая каким-то чудом сохранилась на протяжении трехсот с лишним лет. Но сегодня наш разговор не о крови, а о сути российской политики, которая переваривала в своем котле, превращая в «русских», всех, даже эфиопов.

Сам факт выхода на экран «Екатерины» — явление примечательное. До того ее образ если и появлялся в российском искусстве, то чаще в красках отнюдь не положительных. Это в общем-то понятно: не очень хотелось возвеличивать роль чужестранки в сложнейшей и трудной истории России. Но роль эта была все-таки весьма значительна, и бесконечно игнорировать ее было невозможно.

Сценарист Ариф Алиев хорошо знаком нам как автор сценариев известных фильмов — «Кавказский пленник», «Мама», «Монгол», «Хроники смутного времени». Режиссеры Александр Баранов и Рамиль Сабитов тоже в кино не новички. Добротный актерский ансамбль с «жемчужиной в короне» — Мариной Александровой. Все это, кажется, предвещает определенный успех. Но фильм еще идет, посмотрим дальше, а первые отклики хорошие и разные.

Авторы фильма, разумеется, и не думали следовать от а до я исторической правде, хотя канвы стараются придерживаться. Иначе и нельзя: к отечественной истории у зрителей в большинстве своем отношение трепетное. Конечно, если судить по увиденному, вряд ли пятнадцатилетняя девушка уже обладала соответствующей волей и прозорливостью, чтобы целеустремленно добиваться престола. Скорее, она с помощью матери и небольшой группы сторонников сначала элементарно боролась за жизнь. Но человеческий материал оказался благодатным для исторической «лепки», и постепенно из куска доброкачественного «мрамора» под резцом скульптора-эпохи возникала фигура настоящей властительницы, одаренного политика как внутри страны, так и на международной арене.

Может быть, главное в новой телеработе как раз это: каким образом Россия как субъект и объект истории вбирает в себя все лучшее, что достается ей от иных — больших и малых — культур и народов. В этом свете и деятельность Петра Великого — мастера по прорубанию окон в Европу — предстает закономерной страницей истории. Позже Российская империя никогда не заколачивала это «окно» наглухо, хотя бывало всякое, тем более если учесть, что с запада к нам редко приходили с добрыми намерениями...

Нынешняя схватка в общественной мысли России (а она ежедневно перед нами на телеэкране!) до боли напоминает времена, когда в особо непростые периоды истории «западники» чуть ли не реально рубились со «славянофилами» (нынешние «либералы» и «патриоты»). Бывало и драматичнее: национальные интересы приходилось отстаивать не только силой слова, но и оружия. Не дай Бог, чтобы до подобного дошло дело… И пусть нам напомнит сегодня о многом хотя и изрядно припудренная киноверсия истории принцессы с домашним ласковым прозвищем Фике, превратившейся в Екатерину…