Искусство мягкости: победа без натиска
Выдающийся боец и тренер по бразильскому джиу-джитсу Маркус Винициус ди Луция провел мастер-класс в Новосибирске
Как вы думаете, что общего между собой имеют актер Мэл Гибсон и хоккеист Павел Буре, боец Кейн Веласкес и актриса Мила Йовович, футболист Биксенте Лизаразю и кинорежиссер Гай Ричи? Список можно продолжить…
Объединяют этих замечательных людей не только большие достижения и статус знаменитости: некогда каждый из них взял за основу самосовершенствования бразильское джиу-джитсу (BJJ) — искусство, которое сегодня динамично развивается во всей цивилизации. И между прочим, если обратиться к истории, празднует столетний юбилей.
На заре минувшего века японский мастер боевых искусств Мицуё Маэда стал путешествовать по миру, распространяя в разных странах свои знания и участвуя в показательных поединках. В 1914 году он прибыл в Бразилию, где вынужден был задержаться на несколько лет. Там он, как сказывают официальные источники, познакомился с семейством местного аристократа Гастана Грэйси, которое сильно заинтересовалось его системой и позже, кое-что освоив, заложило благодаря приобретенным навыкам основы современного BJJ.
Секрет в благодарность
— Вообще-то учить иностранцев этому искусству было нелегальным делом, — вносит уточнение наш гость, уроженец Рио- де-Жанейро, обладатель черного пояса и пятого дана в означенной дисциплине Маркус Винициус ди Луция. — В Бразилии Маэда оказался по политическим мотивам, снискал там своего рода убежище. Семейство Грэйси ему очень помогло, проявило чуткость и доброту по отношению к чужестранцу, и он, чтобы как-то отблагодарить этих людей, посвятил их в секреты традиционного японского джиу-джитсу. Хелио Грэйси, младший сын Гастана, был миниатюрный, весил не более 60 килограммов. Он соответственно трансформировал навыки, которые получил от японского мастера, выработал свою систему ведения боя, позволяющую справляться с более крупными, увесистыми соперниками. Это искусство стало развиваться в Бразилии. Следующей точкой, куда Грэйси хотели его перенести, была Северная Америка, так как понимали: если что-то популярно там, значит, популярно во всем мире.
И вскоре специализированный зал открылся в штате Калифорния.
Сам Маркус Винициус ди Луция разными боевыми искусствами занимался с детства, бразильское джиу-джитсу стал осваивать, учась в колледже, где была соответствующая секция. Однако родину впоследствии покинул: вот уже почти два десятилетия живет он в той самой Калифорнии, в городе Лос-Анджелесе, руководит собственным клубом «Беверли-Хиллз». И однажды благодаря друзьям-россиянам, с которыми свела бойцовская среда, обнаружил: в России этого искусства фактически нет. Тут-то, начиная с 2007 года, и завертелось: серия знакомств, поездок, семинаров, мастер-классов… Основательно успев внедриться в европейскую часть нашей страны, BJJ добралось до Новосибирска, где в 2012 году открылся филиал названного клуба. Маркус тогда побывал у нас и сказал: «Я посеял в вашем городе семя бразильского джиу- джитсу, дальше все зависит от вас». Теперь он приехал, чтобы оценить результаты работы, уровень подготовки наших ребят, поделиться новыми техниками, которые можно будет в дальнейшем применять на соревнованиях.
Смекнул — сработал — одолел
Не идти на прямое противостояние, чтобы победить, не сопротивляться, а уступать натиску противника, лишь направляя его действия в нужную сторону до тех пор, пока он не окажется в ловушке, и тогда обратить силу и действия соперника против него самого. Так знатоки трактуют основной принцип классического, японского, джиу-джитсу, что можно перевести с языка оригинала как искусство мягкости. Чем же стал так привлекателен для многих его собрат, «произведенный» в Бразилии?
— Это больше, чем спорт, это целая культура, — говорит Игорь Хлебников, тренер, возглавивший новосибирское отделение «Беверли-Хиллз». — Вы очень быстро поймете, что идти напролом — это не всегда правильный путь. Недаром для автомобиля придумали задний ход. Техники бразильского джиу-джитсу направлены на то, чтобы человек смог победить соперника, который на самом деле его крупнее и сильнее. Победить с помощью ума, определенной системы подготовки.
— Основная работа идет в партере, вся подготовка рассчитана на простые перевороты, простые сбивы, которые не слишком энергозатратны и не требуют высокой координации, — добавляет наш гость из Рыбинска Анатолий Азаркин, официальный представитель Маркуса Винициуса ди Луция в России. — За счет позиционной борьбы, за счет набора именно технических средств вы имеете шанс сгладить недостатки в физической подготовке. Но при внешней простоте бразильское джиу-джитсу предусматривает огромное разнообразие методов, которые подбираются под конкретного соперника и эффективно работают против него.
Сможет каждый, кто захочет?
Сегодня в Новосибирске действуют четыре клуба BJJ, создана детская команда. Состязания по этому виду спорта на мировой арене проходят в самых разных возрастных категориях. Борются в том числе четырехлетние малыши, которые по мере роста и вникания в суть культуры аккуратно осваивают все более сложную технику. Взрослые в любой поре могут также попробовать себя на ковре, а если «масть пойдет», то и реализовать себя на самом настоящем спортивном поприще. Как поясняют наши эксперты, тут очень хорошо проявлена градация: ты работаешь не только в своей весовой и возрастной категориях, но и в своем дивизионе согласно уровню подготовки. Скажем, у тебя белый пояс. Добился успехов, одержал победу на крупном турнире — получай синий и работай дальше. В каждом дивизионе свои правила, и они идут на усложнение.
— Теперь моя задача — организовать в России чемпионат мира по бразильскому джиу-джитсу, — делится планами Маркус Винициус ди Луция. — Мне было будет приятно, если чемпионом станет человек из моей команды, но если победит кто-то другой, все равно я буду чувствовать себя причастным к этой победе. Желаю всем моим последователям добиться больших успехов, стать чемпионами мира и получить черный пояс!
ФАКТ
Среди воспитанников Маркуса Винициуса ди Луция есть немало знаменитостей: актеры Скотт Эндрю Каан, Джереми Джексон и другие. Каково с ними работать? «Я не обращаю никакого внимания на их звездный статус, тренирую на равных со всеми остальными», — говорит маэстро