Свои на пушном рынке
Пройдя финансовое оздоровление, ООО «Зверохозяйство «Черепановское» наращивает производственный потенциал
Хозяйство это из тех, которые можно пересчитать по пальцам. За Уралом таких три — в Новосибирской, Иркутской областях и Алтайском крае. «Черепановское» организовывалось с кроликофермы в далеком 1931 году. Во время Великой Отечественной войны здесь стали разводить лис, в обиходе называемых чернобурками. Появились и еноты. Мех использовался для пошива одежды военным летчикам. В 60-е годы ХХ века сюда завезли норок. В 70 — 80-е годы была создана вся инфраструктура — сегодняшняя звероферма и поселок Пушной.
Возродили производство
В пору экономического кризиса 2008 — 2009 годов пушной рынок рухнул, и от зверей едва ли не пришлось отказаться. Но как быть с работниками-профессионалами, в совершенстве знающими свое многолетнее ремесло?
Сергей Дьяков, нынешний директор зверохозяйства, принял руководство в сложном 2009 году.
— Вместе с Сергеем Анатольевичем ходили по домам, разговаривали с бывшими звероводами, убеждали, доказывали, что возрождение хозяйства реально. И убедить людей сумели — мастера своего дела вернулись на ферму, — рассказывает первый заместитель главы Черепановского района Евгений Лещенко.
Что представляет собой хозяйство сегодня?
Новые стандарты
В вольерах под специальными навесами содержатся около 30 тысяч зверей — маточное стадо и молодняк. Здесь лиса серебристо-черная, песец — серебристый, вуалевый, белый полярный. Завезена и норка. Правда, теперь это уже звери других пород и типов: стандарт черный, стандарт коричневый, сергол, хедлунд. Поголовье увеличивается, но насколько сложно заниматься этой отраслью, знают только сами звероводы. Рынок пушнины очень чувствителен ко всем изменениям, колебаниям в экономике, которых сегодня не счесть.
— Мы давно работаем в ВТО, — высказывает, на первый взгляд, парадоксальную мысль директор ООО «Зверохозяйство «Черепановское» Сергей Дьяков. — В существующих реалиях российский рынок открыт. Мы непосредственно конкурируем с европейскими производителями меха. Большой конкурент для нас и китайский мех. Работаем, предпринимаем все возможное. К сожалению, корма почти все покупные. Зверь — существо плотоядное, хищник. Ему постоянно требуются белковые продукты животного происхождения. Приобретаем отходы мясокомбинатов. Шкурки реализуем в Новосибирске.
Финансирование у нас в области ведется в соответствии с ведомственными целевыми программами. Для звероводства такой нет, поэтому хозяйству приходится строить свою экономику самостоятельно. Из областного бюджета компенсируется 20 процентов затрат на приобретение техники и оборудования.
Конкуренцию выдерживают
И все же продукция черепановского звероводства нелегкую конкуренцию выдерживает. Меха из Пушного, как правило, получают более высокую оценку, нежели китайские.
Основная масса звероводов — женщины. Коллектив хозяйства — несколько десятков человек. На звероферме люди трудятся по призванию. Норководы Татьяна Щетинина, Алла Макаренко, Татьяна Ильиных, Елена Мороз вернулись на привычные рабочие места, как только в шедах снова появились звери. Умело ухаживают за лисами Татьяна Шарунова, Наталья Семибратова, Ольга Моисеева.
Сподвижник директора Сергея Дьякова — 24-летний главный зоотехник Иван Морозов. Вместе ездят на звероводческие мероприятия. Их хорошо знают в Подмосковье и Калининградской области. Черепановское зверохозяйство состоит в Национальной ассоциации звероводов.