USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Сколько мыслей умещается на кончике пера?

Татьяна ПАНФИЛОВА
Катя Решке с писателем Павлом Черкашиным. Фото предоставлено организаторами фестиваля
Катя Решке с писателем Павлом Черкашиным. Фото предоставлено организаторами фестиваля

Воспитать вкус, слог и расширить творческие горизонты поможет интерактивное чтение

Первое место жюри Международного конкурса-фестиваля «Устами детей говорит мир!», который проходил в Томске в преддверии ноября, присудило автору из Новосибирска. Попробовать свои силы в искусстве слова смогли «золотые перышки» не только из России, но и из Украины, Вьетнама, Казахстана, Китая, Италии, Нигерии и прочих уголков земного шара, где люди общаются на русском языке.

Если фестиваль литературного творчества для детей и молодежи проводится в двадцатый раз, если он объединяет сотни участников из разных стран и регионов, значит, это событие действительно интересное, яркое, нужное многим. Начинающим авторам оно нужно, чтобы заявить о себе, именитым — чтобы подпитаться «электричеством» юной аудитории, почувствовать «племя младое, незнакомое» и понять, на каких книгах оно растет, чем вдохновляется.

Все бывает в первый раз. И поэма, и рассказ
Хотя наименование фестивального действа как бы подчеркивало юность его участников, назвать конкурсантов детьми можно было лишь отчасти. В младшие группы, действительно, записались ученики начальной школы и среднего звена, однако в старшие мастерские вошли уже довольно взрослые, серьезные авторы — от шестнадцати до двадцати четырех лет: юноши и девушки с прядями всех цветов радуги, студенты филфаков, воспитанники университетов и колледжей. Но поскольку всякий настоящий писатель до седых волос остается в душе ребенком, можно сказать, имя фестиваля отражало суть происходящего вполне адекватно.

Чтобы встреча с Музой, этой загадочной и капризной дамой, прошла увлекательно и с пользой, руководить мастер-классами были приглашены звезды большой литературы. На праздник прибыли Владимир Сотников и Анна Берсенева из Москвы, Павел Черкашин из Ханты-Мансийска, Михаил Андреев — автор песен «Отчего так в России березы шумят», «Тополиный пух». Словом, начинающим писателям было на кого равняться.

О доброте — по любому поводу
Творческие лаборатории подстегивали воображение и провоцировали дискуссии. Так, вместе с поэтом Андреем Олеаром ребята разгадывали «ребусы» строф, осваивали приемы рифмовки, а также постигали особенности белого стиха, столь популярного среди начинающих авторов. Казалось бы, нехитрое дело: нанизывай строчку за строчкой, фиксируя поток сознания и не заботясь ни о рифмах, ни о ритмических тонкостях… Однако белый стих — тот самый случай, когда простота обманчива.

— Чем хорош ямб? Тем, что им можно разговаривать, — пояснял руководитель. — Рифмы намечают движение по поэтическому ландшафту. Но автор белого стиха предстает перед нами как на ладони, с теми мыслями, которые предлагает. И у него нет возможности спрятать своего соловья в клетку формы.

Для примера поэт взял стихи десятиклассницы из новосибирской школы № 50 Кати Решке и проследил развитие мысли по пунктам: «Приручить — поделиться собой с прирученным», «упасть — прислушаться к земле», «увидеть край земли — оборвать ниточку неизвестности», «путешествовать — не знать, где настоящий ты»… Выразив автору респект за искорки-золотинки, намытые из золотоносной породы, за смыслы и еще раз смыслы, выпрыгивающие как кролики из шляпы, Андрей Олеар напомнил: поэзия — бесконечная езда в незнаемое, и главное в ней — увидеть, казалось бы, обычные вещи под неожиданным углом. Растревожить вечность акварельными интонациями «Прибоя»:

Серовато-молочный песок,
серовато-лазурное море.
Солнце светит
совсем тяжело
(ну, как старый
огонь крематория).
На песке сидит
девочка в платье,
С волосами рыжими,
влажными.
Она рисует. Что? Не знаю.
Видимо, что-то важное.


— Огонь старый как мир. Бесконечный круговорот времен, где все рождается и все сгорает. Еще немного, и автор мог бы пережать, но… Катя рисует картинку очень мягко, пастельными тонами, и я верю. И кажется, этим «важным» является порой вся наша жизнь — письмена, которые мы делаем на песке, на фоне всей этой грандиозной вечности. Если вам, друзья, повезет написать такие стихи, которые время не смоет, можно будет сказать, что ваша жизнь удалась, — заключил мастер.

Отметим, что в каждой рукописи члены жюри всегда старались найти удачные строки, отражающие работу мысли, опыт личности. «Здравствуй, душа — мое тонкое, сонное, рыжее… Ты молчала весь день — извини, было много дел» (Е. Сулакшина). «Ты помнишь, как ложкой мы ели туманы? А помнишь, смотрели на солнце сквозь воду?» (А. Ткаченко). «Если честно… устал быть похожим на каждого прохожего. Устал раскрывать душу, когда тебя не слушают» (В. Козьмиди). Что же касается новосибирской конкурсантки, жюри отметило не только ее стихи, но и рассказы. Парадоксы из мира девочек, иронические диалоговые вещи со своими «нарядными мыслями» — все это принесло Екатерине Решке победу. Впервые за многие годы фестивальной истории золотой кубок приехал в Новосибирск.

Впрочем, главной радостью для участников литературного праздника стали не дипломы, не кубки, а общение.

— Мы говорили не столько о литературе, сколько о доброте — по любому поводу, по любому стихотворению, — делится впечатлениями Михаил Андреев. — И сами становились добрее: старались улыбаться, растеплить ребят, достичь задушевного разговора.

Кстати, Михаил Андреев является автором легендарных шлягеров — песни на его стихи звучали в исполнении групп «Любэ», «Иванушки International», «Белый орел», «Золотое кольцо», «Фабрика», «Корни». Возможно, настроения участников конкурса отразятся в будущих хитах поэта.
Для тех, кому тесно в шагреневой коже

Среди тенденций юной литературы — тяга к публицистике. Потребность осмыслить события, которые мы ежедневно видим на экранах ТВ, о которых читаем в прессе. Ребята писали о боях в Донбассе, о героях Великой Отечественной… Увы. Далеко не все тексты заслуживали «применения киловатт интеллекта для извлечения минимальных джоулей смысла», ибо искусство и лозунговость — вещи несовместные.

— Публицистику принимаю только тогда, когда она выражена адекватными художественными средствами, — вынес вердикт Андрей Олеар. — Помните? «Сырое небо жег закат, Смерть рядом что-то ела. Моя душа рвалась в набат, Его — тихонько пела». В этих строчках Шевчука патриотизма в сто раз больше, чем во всех газетных передовицах. Не стоит забывать, что политика — почти всегда выбор между злом и еще большим злом, ужасом. Что нет черного и белого, есть пятьдесят оттенков серого. К сожалению, в школах способность связать пару слов на какую-либо остроактуальную тему поднимается на поверхность. Гуманитарная составляющая образования съеживается, как шагреневая кожа, а читательская культура преподавателя все хуже и хуже.

Поностальгировав о редкой в наши дни разновидности учительниц с тетрадками в руках, всегда готовых учиться и штудировать дополнительную литературу, писатели напомнили, что сегодня подлинным ответчиком за поколение является все-таки семья. В какой атмосфере ребенок растет, таким он, в конце концов, и становится.

Поскольку здание воспитания можно построить лишь на фундаменте качественного чтения, выход один — интерактивно читать вместе с детьми те самые книжки, которые когда-то произвели впечатление на вас самих. Читать и надеяться, что ребятишки усвоят дорогие вам ценности. Если в семье с детьми будут разговаривать, причем не тоном «я наставник, ты неуч», «я все знаю, а ты слушай и запоминай», усилия дадут результат.

МНЕНИЕ
Анна БЕРСЕНЕВА, писатель, кандидат филологических наук, доцент Литературного института имени Горького:
— Человек рождается, чтобы творить, созидать, а у ребенка-художника порой спрашивают: «Зачем тебе это надо? Разве ты разбогатеешь на своих книжках?» Можно задать встречный вопрос: неужели мы хотим ничем не отличаться от животных? Мальчик не болтается по улицам, он пишет, мама рада, все хорошо, но этого мало. Нужно показать подростку, что он занимается большим важным делом, что творческое начало — главное в человеке. И если здесь, в Сибири проводятся литературные фестивали, если дети в них участвуют, это замечательно.

Фотографии статьи
Писатель Анна Берсенева. Фото предоставлено организаторами фестиваля
Выставка «Наши первые книжки». Фото предоставлено организаторами фестиваля