Опера земли алмазного сиянья
Солисты самого северного театра страны покорили новосибирцев превосходным вокалом
На гастролях в Новосибирске побывали ведущие солисты оперы Якутского театра оперы и балета имени Д.К. Сивцева — Суоруна Омоллоона. Несмотря на отдаленное географическое положение театра, который гордо именует себя «самым северным театром страны», от музыкальной мировой жизни, с оперным искусством у представителей Республики Саха (Якутия) все в порядке.
Дружба через расстояния
Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) славится своими богатыми традициями. Он основан в Якутии еще раньше, чем оперный в Новосибирске, но первые национальные спектакли — опера-олонхо «Ньургун Боотур» и балет «Полевой цветок» якутских соавторов М. Жиркова и Г. Литинского — были поставлены позже открытия Сибирского Колизея, а именно в 1947 году.
Этим годом народ саха и датирует рождение национального музыкального театра. Помимо обширного оперного и балетного репертуара классического наследия, театр Якутии представляет новые произведения национальных авторов, обязательно устраивает большие столичные гастроли, показывается на различных конкурсах и фестивалях, ежегодно проводит Всероссийский балетный фестиваль «Стерх», активно ставит премьеры композиторов-современников. А главное — он невероятно любим местными жителями.
В прошлом году дирекции двух оперных театров — Новосибирского и Якутского — договорились об обменных гастролях. Никогда до этого новосибирская опера не гостила в долине северного сияния, а якутская хоть и показывала в Сибири отдельных солистов, все же не привозила больших гастрольных программ и спектаклей.
Однако ошибочно было бы думать, что между Сибирью и Якутией не существовало творческих связей. Именно в Новосибирске, в консерватории имени М.И. Глинки, учились многие из лучших представителей оперной труппы и музыканты якутского театра, а балетная труппа постоянно пополняется выпускниками Новосибирского хореографического колледжа.
Более того, многие композиторы, составляющие гордость и славу якутского народа, обучались композиции у представителей новосибирской композиторской школы. Например, первый Якутский союз композиторов возглавил Захар Степанов, который окончил Новосибирскую консерваторию в 1972 году в классе Юрия Юкечева. Все это способствовало развитию профессионального музыкального мастерства в Якутии и, что немаловажно, оставило глубокое убеждение в том, что Новосибирск и земля алмазного блеска — родственники.
Обменные гастроли
В мае нынешнего года представители Сибирского Колизея дали в Якутии большой вечер из двух отделений, в который вошли балет «Шепот в темноте» Льянга и концертная программа солистов оперы. К гастролям подготовились: помимо известнейших романсов, песен, арий и ансамблей из опер, новосибирцы также исполнили песню на якутском языке и сопроводили ее исполнение игрой на хомусе.
По признанию северных зрителей, балет «Шепот в темноте» стал для них «культурным шоком» — современная хореография Эдварда Льянга, минималистическая музыка Гласса, аскетизм сценографии и костюмов, завораживающее и не отпускающее внимание ни на минуту хореографическое действо были для якутской публики откровением. Стоит ли добавлять, что гастроли новосибирцев в Якутске остались одним из ярчайших впечатлений прошедшего сезона.
Ответный визит якутская опера назначила на 31 октября. В Новосибирск приехали все ведущие солисты театра вместе с примадоннами, звездами всероссийского масштаба — народной артисткой России и лауреатом фонда имени И. Архиповой Альбиной Борисовой, чье колоратурное сопрано покоряет всех подлинных ценителей, и заслуженной артисткой России меццо-сопрано Ниной Чигиревой, выпускницей Новосибирской консерватории, ученицей легенды вокальной школы Сибири Лидии Мясниковой.
Как признаются солисты якутского театра, их небольшая, в тридцать человек, оперная труппа богата женскими голосами, но с мужскими, как, наверное, и везде в мире, чувствуется напряжение. Тем не менее в Новосибирск приехали якутские артисты разного вокального амплуа — от колоратуры до баса.
Мощь и самобытность
Большой концерт в двух отделениях с поэтическим названием «Ария Севера» состоял из красивейших арий и ансамблей из опер и романсов классического репертуара. Основной состав оперной труппы якутского театра составляют молодые певцы, демонстрирующие высокий уровень вокальной культуры и прекрасную голосовую палитру.
Пожалуй, из всех исполнений стоит выделить густое меццо-сопрано Анастасии Мухиной, невероятно красивый и профессионально оформленный голос тенора Николая Попова, сочный баритон Юрия Баишева и яркий драматический дар сопрано Феодосии Шахурдиной. С такими яркими голосами высокого уровня якутской опере должны быть по плечу любые оперные спектакли — от хитовой «Травиаты» Верди до национальных эпических постановок.
Большой блок якутского песенного наследия стал достойным завершением концерта и еще раз продемонстрировал, насколько велика у народа саха тяга к певческому выражению душевных переживаний, особому поэтическому восприятию мира, широкому миру образов, перешедших в камерно-вокальное творчество якутских авторов в том числе и из народного эпоса.
Достойное начало сотрудничества двух крупнейших оперных театров Сибири положено, и хотелось бы продолжать его не только развернутыми концертными программами, но и масштабными гастролями, в которых новосибирский зритель смог бы оценить всю мощь и самобытность якутского музыкального искусства.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Нина ЧИГИРЕВА, заслуженная артистка России, народная артистка Республики Саха (Якутия):
— В Якутии живут очень музыкальные люди: мы любим петь и в труде, и на отдыхе. Было время, я работала дояркой и много пела, меня заметили и посоветовали поступить в Якутское музыкальное училище, а после его окончания дали рекомендацию для поступления в Новосибирскую государственную консерваторию.
Так я попала в класс к Лидии Владимировне Мясниковой, которая стала для меня родной. Она была великолепной актрисой и певицей — любую «Пиковую даму» сравниваю с ее исполнением, несмотря на возраст, она пела великолепно.
Воспоминаний о Новосибирске у меня много. Мы учились вместе с солистом новосибирской оперы Юрием Комовым, пианист Михаил Мищенко и у меня был концертмейстером. В консерватории я познакомилась с мужем. Сюда я несколько раз приезжала выступать с разными оркестрами. Целая жизнь прошла в вашем городе.
Альбина БОРИСОВА, народная артистка России, народная артистка Республики Саха (Якутия):
— Наш театр продолжает традиции русской вокальной школы. Это одна из немногих школ, которая ценится в мире. Ни для кого не секрет, что русские певцы сегодня очень востребованы. На ментальном уровне можно походить к вопросу о том, что у якутов особенное физиологическое строение голосового аппарата, но прежде всего наша профессия предполагает индивидуальный подход.
Каждый раз с огромной радостью и волнением приезжаю в Новосибирск, наши творческие контакты неизменны. Солисты вашего театра приезжают к нам на фестивали, на мероприятия всероссийского масштаба. Мы хорошо знаем и любим их: это и Олег Видеман, и Константин Буинов, и Владимир Чеберяк, и другие. Концерт Новосибирского театра оперы и балета в мае этого года наша публика вспоминает до сих пор, в очередной раз новосибирские артисты показали свои мастерство и профессионализм.