Алексеев как точка отсчёта
Что драматичней: человек, загубивший свой талант или его не имевший?
Вчера в кинотеатре «Победа» прошли премьерный показ фильма «Кино про Алексеева» и встреча со зрителями режиссера Михаила Сегала, запомнившегося новосибирцам своей предыдущей картиной «Рассказы».
У Михаила Сегала это третий фильм, для известного театрального и киноактера Александра Збруева главная роль в «Кино про Алексеева» первая после десятилетнего перерыва в киносъемках. Сегодня мы публикуем выдержки из интервью, данного ими порталу vokrug.tv по завершении совместной работы.
У них различные точки зрения на фильм и в принципе разные взгляды на жизнь, что вполне логично для людей разных поколений. Но обоих очень волнует то кино, над которым им довелось вместе поработать. Новый фильм Михаила Сегала — это своеобразное путешествие во времени, путешествие по удивительной жизни Алексеева. Герой пил чай с Тарковским, попал в КГБ из-за Гагарина, конкурировал с Калашниковым и Высоцким, а закончил жалким стариком, торгующим на обочине картошкой.
По словам режиссера Михаила Сегала, кастинг складывался драматически. Актер, которого он «держал в голове», работая над сценарием, сниматься не захотел. Пришлось искать другого. Ситуация сама по себе сложная, потому что тяжело менять представление об образе героя, когда все сцены, диалоги, эмоции создавались с расчетом на конкретного человека. Усугублялась она тем, что актеров-звезд поколения шестидесятников сейчас уже не так много — единицы.
Возникла идея предложить главную роль Александру Збруеву, который, как никто другой, ассоциируется с героем идеалистических 60-х. Сценарий был еще не до конца написан, но Александр Викторович прочитал то, что уже было, и согласился.
— Мне кажется, иногда надо не сниматься и по десять лет, пока не найдешь того самого режиссера, который бы соответствовал твоему я, — говорит теперь Збруев. Михаил Сегал поднял в своем фильме тему, которая волновала актера, и ему захотелось сняться.
— У нас в театре есть спектакль-посвящение Олегу Янковскому. Это «Вишневый сад». Мы посвящаем его Янковскому, потому вместе с ним начинали репетировать Гаева. Он был только на двух репетициях, а потом случилась беда. И Марк Анатольевич решил сделать посвящение Янковскому. Если бы я был, допустим, продюсером или режиссером картины «Кино про Алексеева», то я бы написал, что фильм посвящается Мише Кононову, — заявил Збруев. Актер признался, что хорошо знал Михаила Кононова и его жизнь, рассказал, как тот блестяще начинал, в каких потрясающих картинах снялся и как оказался на обочине жизни, насколько изменился…
Мнение Михаила Сегала отличается от понимания картины актером.
— Ошибочно полагать, что фильм рассказывает о деградации талантливого человека. Главный герой никогда не выделялся на общем фоне, можно сказать, был посредственностью. Но, несмотря на это, у него есть желание делать что-то стоящее, выделяться, творить. Он стремится проживать яркую, неординарную жизнь. Но одного желания оказывается мало. И в этом заключается трагедия героя. Соль фильма как раз в том, что он рассказывает о самой обыденной человеческой жизни, о поисках себя человеком, который не выделяется талантами.