USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Добро на юго-западный транзит

Ася ШУМИЛОВА
На открытии Бугринского моста. Фото Михаила ПЕРМИНА
На открытии Бугринского моста. Фото Михаила ПЕРМИНА

Президент России Владимир Путин провел в Новосибирске заседание Президиума Госсовета по вопросу совершенствования сети автомобильных дорог

Организация юго-западного транзита, который объединит две федеральные трассы М-51 и М-52, станет следующим этапом развития транспортной инфраструктуры Новосибирска после торжественного введения в эксплуатацию Бугринского моста через Обь. Добро на транзит губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий получил лично от Президента России Владимира Путина.

Перед началом заседания Президиума Госсовета, посвященного совершенствованию сети автомобильных дорог, Владимир Путин осмотрел выставку достижений и современных технологических решений в области дорожного хозяйства в МВК «Новосибирск Экспоцентр». Президент обратил особое внимание губернаторов российских регионов на то, что никакие бюрократические проволочки не должны тормозить внедрение новых технологий в процесс строительства современных автомагистралей.

На заседании Госсовета обсуждались не только вопросы, связанные с применением новых технологий в дорожном строительстве, но и меры, направленные на сохранение существующих и увеличение объемов и темпов строительства новых автомобильных дорог в стране.

Президент Владимир Путин, обращаясь к российским губернаторам, отметил, что развитие и обустройство автомобильных дорог — тема для России вечная и всегда актуальная, ведь от наличия современных магистралей напрямую зависит рост экономики, конкурентоспособность бизнеса, комплексное развитие регионов, успешная реализация практически всех социальных задач.

В последние годы развитию дорожной отрасли уделяется постоянное внимание на федеральном, региональном, да и на муниципальном уровнях.

Только в рамках Госсовета эта тема ставилась трижды. В сфере дорожного хозяйства сделано немало. Принят закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, сформирована нормативно-правовая база для привлечения внебюджетных инвестиций в автодорожную отрасль. Созданы федеральный и региональные, муниципальные дорожные фонды, что позволило за четыре года удвоить финансовые ресурсы отрасли, а значит, увеличить объемы строительства, реконструкции и ремонта дорог всех уровней.

Построены сложнейшие дорожные объекты для Олимпийских игр в Сочи, для саммита АТЭС во Владивостоке, универсиады в Казани. Завершена программа достройки шестнадцати так называемых внеклассных мостов индивидуального проектирования через крупные реки России. До конца 2018 года предстоит реализовать еще один сложнейший мостовой переход — через Керченский пролив.

Президент четко обозначил те направления, которые требуют особого внимания региональных властей. Прежде всего это соотношение цены и качества объектов дорожного строительства. Государство направляет на строительство и реконструкцию дорог значительные финансовые ресурсы, но отдача от этих вложений порой малоэффективна.

Даже недавно построенные автодороги нередко не соответствуют требуемым характеристикам, быстро изнашиваются, не выдерживают современных транспортных нагрузок.

Кроме того, огромное значение имеет и сохранность автомагистралей. Большой урон им наносят большегрузные автомобили. Очевидно, что необходимо упорядочить их движение по дорогам общего пользования. Еще одна проблема — необоснованный рост цен на так называемые инертные дорожно-строительные материалы, проще говоря — гравий, песок, щебень. Так, рост цен на щебень за пять лет составил 46 процентов, на песок — 79,7 процента. При перевозке в соседний регион стоимость щебня и гравия возрастает на 20—30 процентов, на песок — до 90 процентов.

Важное направление — развитие скоростных автомагистралей. Благодаря использованию механизма государственно-частного партнерства достигнуты первые успехи в решении этого вопроса. Президент дал поручение Правительству РФ разработать специальную программу развития скоростных магистралей с учетом практики государственно-частного партнерства в дорожном хозяйстве.

Земельный вопрос
Руководитель рабочей группы Президиума, президент Татарстана Рустам Минниханов отметил, что сегодня существует огромный разрыв между федеральными и региональными дорогами, прежде всего в части их финансирования. Так, федеральный норматив на содержание и ремонт дорог четвертой категории, которых в субъектах более 60 процентов, составляет 1 миллион 300 тысяч рублей за один километр в год. Фактические затраты в регионах не превышают 200 тысяч рублей, это лишь 15 процентов от норматива.

У дорожников существуют трудности длительной процедуры изъятия земель под строительство жизненно важных объектов. Минниханов предложил рассмотреть возможность применения зарубежного опыта, когда при наличии решения правительства о реализации проекта на основе схемы территориального планирования изъятие осуществляется в безусловном порядке с предварительным уведомлением владельца, а в случае оспаривания цены выкупа в суде строительство не приостанавливается.

Кроме того, по мнению Минниханова, необходимо внести изменения в Федеральный закон «О недрах» в части предоставления субъектам права при выполнении дорожных работ устанавливать упрощенный порядок разработки участков для грунтовых резервов и карьеров для государственных и муниципальных нужд.

Большегрузы под запрет
Министр транспорта РФ Максим Соколов обратил внимание на то, что усилия по строительству новых и поддержанию существующих автомобильных дорог сводят на нет бесконтрольные перевозки тяжеловесных грузов. Из специализированных перевозок они превратились в массовые случаи намеренного перегруза, что ведет к разрушению дорог, сокращению межремонтных сроков и создает опасность для искусственных сооружений. По оценке Росавтодора, ежегодный ущерб, наносимый российским дорогам, составляет примерно 2,5 триллиона рублей.

Министр напомнил, что через год, с 15 ноября 2015 года, вступает в силу положение по взиманию платы с транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу 12 тонн, двигающихся по федеральным дорогам. По его мнению, необходимо распространить действие этого закона на региональные дороги.

Одёжка для дорожки
Президент ОАО «Сибмост» Альберт Кошкин напомнил, что в Новосибирске сдан в эксплуатацию мостовой переход через Обь, значение которого для города и региона трудно переоценить. При строительстве таких крупных объектов обычно апробируются современные материалы, технологии и новые конструктивные решения, которые потом тиражируются на будущие объекты.

Сданный мостовой переход не исключение. Впервые за Уралом на центральном пролете применена новая технология литого асфальтобетона. Дорожная одежда подъездов к мосту выполнена из цементобетона, который имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с традиционными для России асфальтобетонными покрытиями. Главные из них — это прочность и долговечность. Срок службы цементобетона до ремонта — до 25 лет.

Подводя итоги заседания Президиума Госсовета, губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий подчеркнул, что сегодня региональная власть работает над развитием Новосибирской агломерации, а без развития транспортной инфраструктуры невозможно продвижение региона вперед.

Приоритетное направление развития дорожной отрасли Новосибирской области — строительство автодорожных обходов Новосибирска и реконструкция автомобильных дорог в его пятидесятикилометровой пригородной зоне. В 2011 году было завершено строительство Северного обхода Новосибирска. В 2013 году стартовали работы на Восточном обходе мегаполиса, первая очередь которого будет сдана в эксплуатацию через три года. Ведущую роль в создании дорожного кольца будет играть Бугринский мост и юго-западный транзит. Кроме того, проектируется четвертый мостовой переход через Обь, при строительстве которого будет применена модель государственно-частного партнерства.

Фотографии статьи
Перспективная схема развития транспортной системы региона. Фото Михаила ПЕРМИНА
Заседает Президиум Госсовета. Фото с сайта www.kremlin.ru
На выставке в МВК «Новосибирск Экспоцентр». Фото с сайта www.kremlin.ru
Герои дня — строители мостового перехода. Фото Михаила ПЕРМИНА