USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Как найти управу на УК?

Татьяна РЕШКЕ

Потеря прибыльных домов — для коммунальщиков это серьезный повод задуматься и пересмотреть отношение к работе

Избавиться от услуг коммунальной организации, утратившей доверие, и перейти в обслуживание к другой, более надежной, — законное право собственников. Однако при попытке его реализовать могут возникнуть непредвиденные осложнения. Новосибирцы, жители Дзержинского района, почувствовали это на собственном опыте: в течение вот уже нескольких месяцев они пытаются расстаться с УК «Дзержинец». Но пока, увы, безрезультатно.

Чтобы определиться со стратегией и выработать алгоритм действий, дзержинцы собрались в Клубе избирателей Мочалина на очередное заседание координационного совета. Напомним, что совет был создан специально для того, чтобы помочь жителям района и управляющим организациям найти общий язык.

В заседании участвовали депутат Законодательного собрания Новосибирской области, председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Николай Мочалин, начальник департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства Новосибирска Сергей Клестов, депутат Совета депутатов города Новосибирска Екатерина Митряшина, а также актив совета — жильцы домов, находящихся в управлении «Дзержинца».

Платим деньги, а музыку не заказываем
Процедура «развода» с УК началась еще в апреле, а протестная волна разрасталась в течение двух лет. Не понимая смысла кадровых перестановок в руководстве компании и не одобряя «странных преобразований», люди требовали навести порядок — предъявляли претензии к качеству обслуживания и доказывали, что тарифы на коммунальные услуги необоснованно завышены.

Начало нового отопительного сезона без приключений также не обошлось: Эльвира Бастрон, председатель координационного совета, рассказала, что в подвалах домов стояла вода и, прежде чем запустить отопление, пришлось проводить сварочные работы. Поскольку члены координационного совета уже отправляли руководству «Дзержинца» коллективное обращение, но внятного ответа не получили, управляющую организацию решено было поменять.

Депутат Николай Мочалин, принявший на себя роль арбитра в разгоревшемся конфликте, подтвердил, что переход из одной компании в другую не просто причуда собственников, а вынужденная мера.

— Чтобы уладить взаимоотношения граждан с управляющей компанией, мы провели десятки встреч в рамках работы координационного совета, — подчеркнул парламентарий. — И хотя «Дзержинец» как будто изъявил желание договориться с собственниками, вопросы, замечания и предложения были проигнорированы. Мира не получилось.

В течение всего лета собственники искали управляющую компанию, готовую взять на себя обслуживание многоквартирников, однако несколько предпринятых попыток договориться с коммерческими организациями успехом не увенчались. Возникли осложнения также и при передаче документации. Ситуация тем более удивительна, что члены координационного совета — юридически «подкованные», грамотные люди, недавно прошедшие курсы обучения инспекторов в Государственной жилищной инспекции региона.

— Наша задача сегодня — передать дома в управление народной некоммерческой компании «Центр», — поделилась планами Эльвира Бастрон. — Эту организацию учредили сами собственники. Надеемся, порядка там больше, чем в коммерческих структурах.

«Не попадайтесь на обман»
По словам Николая Мочалина, отношения между управляющими организациями и собственниками — одна из острейших проблем в системе ЖКХ. Если коммунальщики игнорируют законные требования, люди вправе действовать радикально. А поскольку быстро сменить управляющую компанию удается не всегда, для начала стоит изменить способ управления — создать ТСЖ. Товарищество собственников позаботится об общей недвижимости до тех пор, пока подходящая УК не будет найдена.

Представитель исполнительной власти Сергей Клестов одобрил предложение, однако предостерег собственников от поспешных и опрометчивых решений.

— Не попадайтесь на обман, не доверяйте компаниям, готовым обещать все, что угодно, — посоветовал начальник департамента. — Есть организации, которые соглашаются на очень маленькие тарифы, собирают деньги в течение нескольких месяцев, а потом «растворяются», не выполнив обещаний. Это мошенничество чистой воды. Причем проконтролировать ситуацию со стороны органов власти практически невозможно — отношения жителей с управляющими компаниями выстраиваются с помощью договоренности.

Депутаты пообещали дзержинцам поддержку и призвали их к конкретным, последовательным действиям. В конце концов для управляющей организации потеря прибыльных домов — серьезный повод для размышлений. И пока еще не поздно, может быть, удастся договориться.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Николай МОЧАЛИН, депутат Законодательного собрания Новосибирской области, председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам:
— Только объединив усилия, собственники могут защитить свои права и добиться успеха. Чтобы разобраться в конфликте с управляющей компанией, нужно привлекать к делу квалифицированных юристов, адвокатов. Компетентный специалист может проанализировать ситуацию и проверить, насколько законно компания получает дополнительные доходы. Порой коммунальщики имеют такие источники дохода, о которых собственники даже не подозревают, — от завышенных тарифов до невыполненных работ.