Куда пойдут мусорные потоки?
Бизнес в сфере утилизации отходов может вполне обойтись без бюджетной поддержки, считают новосибирские парламентарии.
Среди важных проблем, которые рассмотрены на состоявшемся 16 сентября заседании комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Законодательного собрания Новосибирской области, был вопрос утилизации мусора.
С докладом о проекте государственной программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015 — 2020 годах» выступил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства региона Денис Архипов.
Что предлагает и на что рассчитывает министерство? Цель реализации программы — совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления в городских округах и муниципальных районах нашей области, с тем чтобы сокращались объемы захоронения отходов, а увеличивались объемы утилизации, переработки с учетом требований законодательства Российской Федерации. Шесть полигонов твердых бытовых отходов у нас в области уже есть. В планах создать еще несколько, а также построить два мусороперерабатывающих завода.
Намерение благое, но как быть с уже построенным для Новосибирска мусороперерабатывающим заводом? Этим вопросом депутаты задались в первую очередь. Зачем строить новые, если, что называется, до ума не доведена работа существующего предприятия?
Все дело в высоких тарифах, установленных мусороперерабатывающим заводом, считает Денис Архипов и заявляет, что нужен единый оператор, который займется строительством перерабатывающих заводов, распределением потоков мусора и установлением приемлемых тарифов как для предприятий глубокой переработки, так и для полигонов твердых бытовых отходов.
— В ряде российских субъектов уже пошли по этому пути, — сообщил Денис Николаевич.
Он добавил, что кандидатура единого оператора уже подобрана, тот готов вложить в проект миллиарды рублей инвестиций, но требуется участие государства.
— Бизнес на мусоре приравнивается к бизнесу на бензине, — констатировал председатель комитета Андрей Шимкив. — Готов частник вкладывать в это инвестиции, пусть вкладывает. А причем здесь госпрограмма? Я не понимаю, почему для осуществления проекта просят бюджетные деньги, которых у области и так не хватает?
Сомнения в поддержке частных инвесторов высказали и другие депутаты. Члены комитета не стали поддерживать проект программы, тем более что руководством области объявлено о реорганизации министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Решено создать рабочую группу, которая досконально разберется в ситуации, создавшейся вокруг обращения с отходами.
МНЕНИЯ
Александр ЗАМИРАЛОВ, заместитель председателя комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям (фракция «Справедливая Россия»):
— Мы опять говорим об инвестициях для утилизации отходов, о строительстве мусороперерабатывающих заводов. А ведь еще в 2006 году построен и запущен такой завод, который, правда, эффективно не используется. Надо бы сначала разобраться с его работой, а потом планировать, что еще строить. Деньги-то инвестором вложены туда немалые, применена передовая технология. Тарифы утверждены, а почему нет отдачи? Этот вопрос надо решить.
Иван СИДОРЕНКО, член комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам (фракция «Единая Россия»):
— С трудом верится, что придет инвестор, вложит деньги — и все наладится. Пока у нас один инвестор — тот, который построил мусороперерабатывающий завод в 2006 году. К сожалению, ни он, ни муниципалитет Новосибирска, ни областные органы не смогли организовать его работу. Были проблемы по тарификации, но они закрыты.
Тариф для завода утвержден, а перевозчик доставляет твердые бытовые отходы туда, куда ему дешевле, то есть на полигон. Обращение с отходами производства и потребления подлежит тарифному регулированию. Здесь необходимо согласиться с представителем министерства Денисом Архиповым. Но нельзя не согласиться и с теми, кто считает, что надо решать вопрос подъема эффективности работы действующего завода. Его требуется вписать в процесс интеграции, в тройственное соглашение между предприятием, единым оператором и руководством Новосибирской агломерации.