USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Как найти ёжика в тумане

Елена ЕМЕЛЬЯНОВА
Технология, разработанная в бизнес-инкубаторе новосибирского Академпарка, позволяет отслеживать состояние теплосетей бесконтактно, с помощью специального оптоволоконного кабеля. Фото Аркадия УВАРОВА
Технология, разработанная в бизнес-инкубаторе новосибирского Академпарка, позволяет отслеживать состояние теплосетей бесконтактно, с помощью специального оптоволоконного кабеля. Фото Аркадия УВАРОВА

Сибирские ученые могут преобразить наше жилищно-коммунальное хозяйство, но отрасль к этому пока не готова

Разработки институтов Сибирского отделении РАН могут изменить коммунальное хозяйство города и области к лучшему. Об этом в очередной раз рассуждали представители органов власти, самоуправления и новосибирских научных институтов. Как показала встреча в пресс-центре ИТАР-ТАСС, до сих пор остается открытым вопрос о том, кто должен выступить заказчиком и профинансировать разработки — власть или бизнес, вовлеченный в сферу ЖКХ?

Напомним, еще в прошлом году на выездном заседании регионального Законодательного собрания в Академгородке выяснилось, что местный бизнес, и коммунальный в том числе, не имеет никакого представления ни о потенциале новосибирских ученых, ни об их предложениях. После депутатского тура по научным институтам парламентарий Валерий Червов, представляющий строительную отрасль, эмоционально отметил, что он не понимает, зачем отправлял своих специалистов в Америку и Канаду, и добавил: «Мне казалось, что у меня на производстве есть все, но здесь я увидел технологии, о которых не знал».

На нынешней встрече заведующий лабораторией проблем энергосбережения Института теплофизики СО РАН доктор технических наук Михаил Низовцев не столько рассказывал о новосибирских разработках для энергоэффективных зданий, сколько пытался разобраться: кто же должен выступать в роли заказчика новых технологий.

Бизнес-заказы
— На Западе есть крупные корпорации, например, в сфере строительства. Они берут на себя решение инженерных задач. У них есть собственные научные лаборатории, либо они дают внешние заказы университетским лабораториям. Кто решает эти задачи у нас, не очень понятно. Опыт показывает, что у государства много других проблем, оно вряд ли выступает таким заказчиком. Муниципалитет? Из опыта моей работы я тоже не вижу его в роли заказчика, скорее он является сторонним наблюдателем: вы что-то разработайте, выпустите крупную партию, а потом мы решим, что брать — ваше или зарубежное, — обрисовал ситуацию Михаил Низовцев.

Старший инженер-электроник Конструкторско-технологического института прикладной микроэлектроники СО РАН Александр Голицын привел пример удачного сотрудничества бизнеса и науки:
— Мы разработали датчик деформации для российской компании, которая занимается производством и установкой лифтов. Он уникален тем, что установлен не в пол лифта, а на несущую конструкцию лебедки, и измеряет не только деформацию лифтовой конструкции, но и вес, причем от нескольких килограммов до десятков тонн.

Однако подобные заказчики далеко не потоковое явление в стенах институтов, хотя те же тепловизоры, производимые в Академгородке для нужд оборонки, по идее должны быть более чем востребованы в сибирском жилищно-коммунальном хозяйстве. Они позволяют искать утечки тепла в зданиях снаружи и изнутри, видеть неисправности электросетей, вести диагностику труб — искать трещины, фиксируя утечки тепла, и засоры по недонагретым участкам.

— С помощью наших тепловизоров мы можем не только ежика в тумане найти, но и обследовать здание в условиях дыма, запыления, — рассказал Александр Голицын.

Полезно, но не всегда востребовано
Состояние городских ливневых канализаций — тема неисчерпаемая. Примерно как и лужи на проезжей части, по которым машины не всегда удачно «плавают». Однако ливневую канализацию можно чистить, как выяснилось из рассказа доктора технических наук, профессора Бориса Смолянинского, заместителя директора по научной работе Института горного дела СО РАН.

— На строительство ливневок тратятся огромные средства, а на их профилактическую очистку — никакие. Только когда они забиваются намертво, из Горводоканала приглашают машину. Та пробивает маленькое отверстие, вода как-то пошла — и забыли, — описывает он современное положение дел в местном городском хозяйстве.

В лаборатории Института горного дела располагают не только разработкой, но и комплектом оборудования, которое позволяет полностью прочищать забившуюся ливневую канализацию. В том числе и трубы большого диаметра.

— Это на сегодняшний день единственный комплект оборудования, которым можно подобным образом очистить ливневки. Были проведены испытания в городе — забилась труба под Бердским шоссе высотой в человеческий рост. Нас пригласили только потому, что прочистить ее не удавалось никакими другим способами. Мы прочистили, вода пошла, — рассказал Борис Смолянинский.

Пример успеха
Борис Николаевич поведал и об опыте, когда в роли заказчика жилищно-коммунальных инноваций выступало государство:
— В рамках того, что сейчас называют федеральными целевыми программами, был получен грант на создание технологий и оборудования на замену и реконструкцию подземных коммуникаций, в частности, системы водоотведения. В короткие сроки мы не только провели исследования, но и создали готовые комплекты оборудования. Теперь география работы этой технологии — вся Россия, начиная от Новосибирска. Она же использовалась при реконструкции подземных сооружений Кремля.

Это не единственная уникальная разработка коллектива института.

— Для бестраншейной прокладки коммуникаций большого диаметра нам удалось создать пневмомолоты, которые на 70 процентов экономичнее любых существующих — и российских, и зарубежных, — сообщил представитель Института горного дела. — Эти молоты успешно применялись при строительстве метрополитена и продолжают применяться, например, при прокладке коммуникаций под транспортной магистралью Новосибирск — Омск в районе Толмачёво. Также мы создали буровое устройство, апробированное на Гусинобродском шоссе. Оно позволяет прокладывать коммуникации в мерзлом грунте. Уникальность разработки еще и в том, что мы нашли способ транспортирования продуктов разрушения грунта по транспортной магистрали практически неограниченной длины. Здесь по сравнению с западными технологиями мы не только выигрываем на сезонности работ, но и проходим скважины за два прохода в отличие от зарубежных установок.

Возможно, секрет успеха в том, что для распространения собственных разработок институтом была создана специальная компания.

Заказчик остался неизвестным
Есть предложения для ЖКХ и у местных IТ-компаний.
— В свое время примерно двадцать компаний новосибирского Технопарка пытались сообщить, что они знают, как наладить отношения между управляющими компаниями, собственниками и ресурсоснабжающими организациями, как организовать объективный и субъективный учет параметров дома, чтобы всем было понятно и удобно, — рассказывает руководитель кластерной инициативы «IT в ЖКХ» Академпарка Александр Грязнов.

Массово убедить никого не удалось — маленьким компаниям не поверили. Но настойчивые люди все же заинтересовали несколько управляющих компаний и внедряют свои разработки постепенно. Их фишка — создание активного сообщества собственников жилья с помощью простейших информационных технологий, доступных каждому обладателю мобильного телефона с камерой и диктофоном.

В целом по главному вопросу о том, кто же наиболее эффективный заказчик разработок, способных перевести наше ЖКХ из прошлого века хотя бы в нынешний, спикерам договориться не удалось.

По мнению депутата Законодательного собрания области Александра Александрова, согласно 261-му Федеральному закону заказчиком технологий должен выступать муниципалитет. Но с этим не согласен сам муниципалитет в лице Сергея Клестова, начальника департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства Новосибирска. Он считает, что мэрия в отличие от бизнеса все же потребитель, а не заказчик.

Основную проблему, полагают эксперты, можно обозначить известным текстом про пророка и Отечество. Как рассказал начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Александр Люлько, когда депутаты городского Совета были в Канаде, их впечатлила некая инновация. Выяснилось, что родом она из Новосибирска, канадцы ее просто внедрили.

Пока отношения местных коммунальщиков и авторов научных разработок для сферы ЖКХ по-прежнему сводятся к притче про глупую и некрасивую девочку. Она, имея возможность загадать любое желание, не попросила ни ума, ни красоты — не знала, что так можно.