USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Между прошлым и настоящим

Виталий МАСЛЮК
Режиссер  Нина Веселова. Фото Татьяны ШИПИЛОВОЙ
Режиссер Нина Веселова. Фото Татьяны ШИПИЛОВОЙ

В рамках фестиваля «Встречи в Сибири» состоялся показ фильма «Калина горькая», приуроченный к 85-летию Василия Шукшина
В этом году две памятные даты, связанные с именем известного русского писателя, режиссера и актера Василия Шукшина: 25 июля исполнилось 85 лет со дня его рождения, а 2 октября будет 40 лет со дня его смерти. В рамках фестиваля документального кино «Встречи в Сибири» состоялся показ фильма «Калина горькая».

Память живет
Перед началом сеанса зрителям представили один из выпусков легендарного киножурнала «Сибирь на экране». Выпуск как раз был посвящен Василию Макаровичу, его малой родине Сросткам, что в соседнем Алтайском крае. Впервые за столь продолжительный период новосибирцы смогли увидеть кинохронику, долгое время пролежавшую в архиве.

— Думаю, что нам удастся возродить этот бренд, хотя бы через такие показы. Выпуск этого киножурнала вышел в 1999 году, — отметила директор фестиваля «Встречи в Сибири» Элла Давлетшина.

В кинотеатре «Победа» на показ документального фильма «Калина горькая» Нины Веселовой собрались не только любители кинематографа, но и поклонники творчества Василия Шукшина. Фильм представляет из себя своеобразное путешествие по местам съемок «Калины красной», которые проходили в Вологодской области.

Нина Веселова в прошлом была журналисткой. В 1973 году по заданию редакции газеты «Вологодский комсомолец» она написала репортаж о съемках «Калины». Там-то она и познакомилась с Василием Макаровичем и еще несколько раз встречалась после. Даже показала писателю и режиссеру несколько своих рассказов.

— Сорок лет я думала, нужно ли снимать кино. Многие кинодокументалисты едут на Алтай. Я решила делать фильм о том, что знаю и что видела сама, — отметила режиссер.

На протяжении всего документального повествования автор знакомит нас со свидетелями тех событий — жителями деревни, которых становится все меньше и меньше. Да и вид у сел уже совсем не кинематографичный — кругом развалины и бездорожье. Только внешне картина представляет собой путешествие по шукшинским местам — глубже лежит трагедия русской деревни.

— Фильм во многом о прошлом, о людях, у которых была молодость. Прошлое и настоящее здесь очень переплетено. Думаю, что самому Василию Макаровичу было бы горько видеть эту картину, — подчеркнула Нина Веселова.

Автор уже больше двадцати лет живет в деревне, куда перебралась из столичных городов. Кстати, вместе с фильмом Нина Веслова представила и книгу с одноименным названием. Но, как призналась, она совсем о другом. Это рассказ о жизни образа Шукшина после смерти: о том, как слово и дело его отзывались в душах людей на просторах всей нашей страны.

Со всего мира
Вообще в этом году программа кинофорума очень разнообразная. За неделю было представлено четырнадцать документальных картин последнего времени. География работ поражает — Израиль, США, Эстония, Германия, Голландия, Испания и, конечно, Россия.

Так, например, была показана работа режиссера Федерико Скьяви о том, как итальянцы принимали участие в строительстве АвтоВАЗа. Историко-документальная лента «Тольятти-град» рассказывает о строительстве волжского автозавода, о взаимоотношении двух культур — русской и итальянской. Также жители и гости города смогли увидеть легендарный фильм «Кон-Тики», который был снят в 1949 году.

Специальным событием «Встреч» стал вечер, посвященный 90-летию со дня рождения выдающегося дирижера, основателя симфонического оркестра новосибирской филармонии Арнольда Каца. Ученики маэстро, состоявшиеся музыканты, представили уникальные архивные записи уроков Арнольда Каца.

Фестиваль учрежден межрегиональной общественной организацией «Встречи в Сибири» и проводится в Новосибирске семнадцатый раз.

СПРАВКА
Фильм «Калина красная» — последняя работа Василия Шукшина. На экраны в СССР картина вышла 25 марта 1974 года. По сюжету, выйдя из колонии, вор-рецидивист Егор Прокудин решает податься в деревню, где живет синеглазая незнакомка Люба, с которой он переписывался в заключении. Но жизнь на селе рушит все планы Егора, и он решает навсегда порвать с прошлым. Теперь у него есть друзья, работа, любимая женщина. Однако бывшие друзья-преступники Егора не собираются мириться с его новым образом жизни.