Бомбила на службе заказа такси
Федеральный законодатель намерен серьезно ужесточить наказание для нелегальных участников рынка таксомоторных пассажирских перевозок
На прошлой неделе Госдума рассмотрела в первом чтении законопроект, согласно которому занятие незаконным извозом будет наказываться штрафом до 30 тысяч рублей плюс лишение водительских прав на срок до шести месяцев.
Из пушки по воробьям
Пока борьбой с нелегалами, наряду с Госавтоинспекцией, занимается специальная межведомственная комиссия. В ее состав входят Автодорнадзор, налоговая инспекция и общественники.
Сергей Титов, временно исполняющий обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства региона, сравнил рейды по борьбе с нелегалами с «ловлей на живца». Сотрудники ГИБДД, убедившись в факте получения бомбилой денег от пассажира, проверяют наличие у водителя лицензии. Если ее нет, то машина изымается до суда.
Пока максимально возможное наказание — штраф пять тысяч рублей. Лишь при повторном нарушении может быть применена конфискация транспортного средства — единственное действенное наказание для нелегальных таксистов, особенно в сельских районах.
— Люди вначале посмеиваются, спрашивая о величине штрафа. Но когда начинается опись имущества в машине и подгоняют эвакуатор, некоторым становится плохо, а кто-то грудью закрывает свою машину. Тогда человек понимает, что все серьезно. Он не знает, на какое время изымается машина, и думает: а что дальше? Человек с помощью машины извлекал доходы от перевозки пассажиров, а теперь на полтора-два месяца он этого лишается, — рассказал Сергей Титов.
Без контрольных закупок подтвердить, что перевозки коммерческие и незаконные, невозможно. Как рассказывают участники рейдов, люди объясняют свою деятельность так: «Это мой сосед, попросил до больницы довезти». Только при фиксации факта передачи денег появляется возможность что-то доказать.
Результат борьбы — 21 изъятое транспортное средство за пять месяцев этого года. В масштабах региона эта цифра выглядит не очень впечатляюще. «Это стрельба по воробьям из пушки, — уверена директор некоммерческого партнерства «Таксомоторные перевозчики Сибири» Ирина Зарипова. — Да, забирают машину, две недели штрафстоянки… Но все это для нарушителя бесплатно. Он должен лишь штраф».
Вызывали такси, а приехал нелегал
Увеличение штрафа поможет в борьбе с нелегальными извозчиками, уверен один из авторов законопроекта — первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков. Однако один из новосибирских нелегальных перевозчиков, против деятельности которого и направлены эти меры, считает иначе.
— Бомбилы уйдут с рынка в том случае, если такой штраф действительно будут брать. Но это вряд ли случится. Я плотно таксую уже года три, и за все это время меня ни разу не остановили с проверкой, — рассказывает наш собеседник, попросивший не называть свое имя.
Экономист по образованию сознательно ушел в нелегальный таксомоторный бизнес. Его средний заработок, если трудиться за баранкой в будни с семи утра до пяти вчера за исключением выходных, — 50 — 55 тысяч рублей. Заказы доставляют несколько популярных диспетчерских служб, с которыми он заключил договоры.
«Службы заказа такси» — так называют себя диспетчерские службы — принимают заявки и продают их таксистам. Стоимость услуг посредников кажется невысокой: в одной из диспетчерских служб это или 15 процентов от суммы заказа, или фиксированные от 28 до 40 рублей. Водители в поисках большего дохода предпочитают заключать договоры сразу с несколькими компаниями-посредниками, поскольку «минималка» в сетевых диспетчерских службах сравнительно невысока и обеспечивает стабильный поток клиентов. Именно низкая цена позволяет диспетчерским успешно конкурировать с классическим такси, владеющим собственным транспортом и ведущим бизнес легально.
Ломать или улучшать?
— Мы не проверяем наличие лицензии у водителей, которые заключают с нами договор, но пропагандируем легализацию среди водителей, — рассказывает директор службы заказа такси «Лидер» Вячеслав Шевченко.
Результатами борьбы с нелегалами в регионе он доволен. «На уровне здравого смысла», — так руководитель одной из крупнейших служб заказа такси оценивает ее ход. Депутатская инициатива, на взгляд Вячеслав Шевченко, легализации теневиков не поможет — нет ясных механизмов.
— Сложившуюся систему нужно не ломать, а улучшать. Эффективна для водителей и для потребителей ситуация заказа услуг с нашей помощью — значит, нужно придумать и механизм поступлений в казну. Мы готовы какую-то разумную сумму от стоимости заказа отдавать государству — нужно прописать механизм, который будет это регулировать. Но следует отдавать себе отчет, что эта нагрузка ляжет на конечного потребителя услуг, — считает он.
В том, что ушедший во второе чтение законопроект абсолютно неэффективен, с Вячеславом Шевченко согласна Ирина Зарипова. Правда, и службы заказа такси она откровенно осуждает, считает их рассадниками нелегальных перевозчиков. «Автор законопроекта проигнорировал все наши замечания, которые мы передали в Госдуму еще до первого чтения, — говорит Зарипова. — Повышение штрафов для физического лица ничего не изменит, нужно иметь дело с организаторами этого бизнеса, с диспетчерскими службами. Но в законопроекте не обозначено никакой ответственности для них и даже не прописано понятие диспетчерской службы».
Ирина Зарипова считает, что этот закон лоббирует интересы диспетчерских служб: «Его автор, депутат Вячеслав Лысаков, руководит ассоциацией «Национальный совет такси», исполнительный директор которой — глава одной из крупных диспетчерской служб», — заявляет она.
В интересах потребителя
Борьба бизнес-интересов сетевых диспетчерских служб и классических таксомоторных компаний, ведется ли она с привлечением депутатов Госдумы или обходится без них, потребителям на руку. Падение стоимости поездки отмечают все участники рынка, хотя относятся к этому по-разному. Классические перевозчики грустят, потребители радуются. Диспетчерские службы зарабатывают на комиссионных, поэтому им важны объемы заказов. А это обеспечивает низкая «минималка», которую службы заказа готовы поддерживать всеми способами, в том числе и лояльным отношением к нелегальным перевозчикам, согласным на меньшую оплату своего труда в силу значительно меньших затрат.
Понятно, что особое возмущение это вызывает у транспортников, ведущих свой бизнес по закону. Претензии очевидны — затраты легально работающих компаний выше, что ставит их в проигрышные условия по отношению к «черному» транспортному бизнесу.
Однако есть и минусы дешевизны для потребителя. Красиво звучащее латинское caveat emptor, в буквальном смысле означающее «пусть покупатель будет осмотрителен», намекает, что нелегальный извозчик не несет никакой ответственности за качество услуги. Здесь ничего не известно ни о техническом состоянии машины, ни о вменяемости и профессиональных качествах водителя. Риск, конечно, благородное дело, но большинство потребителей все же начинают задумываются не только о стоимости поездки, но и о своей безопасности и комфорте.
Сфера таксомоторных услуг — прекрасный пример, когда «невидимая рука рынка» самостоятельно пытается расставить все на свои места, что в России пока встречается редко. Большинство отраслей российской экономики занимают позицию «эй, Правительство!», если цитировать классиков.
— Нам, конечно, не хватает законодательной поддержки, но мы боремся за соблюдение закона теми методами, которые нам кажутся эффективными. Например, сейчас кемеровчане готовят иск против одной из служб заказа такси, в качестве обеспечительной меры на время разбирательств требуя отключения телефона диспетчерской, — рассказала Ирина Зарипова.
СОВЕТ МИНИСТРА
Сергей ТИТОВ, временно исполняющий обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области:
— Верный способ убедиться в том, что вы пользуетесь услугами легального перевозчика, — потребовать чек или расчетный кассовый ордер.