Чтобы делал нас ближе наш особый уклад
На разных отделениях детской школы искусств наукограда Кольцово занимается сегодня более 400 юных граждан. В какую аудиторию ни зайди, всюду радостные ребячьи голоса наперебой тебе объяснят, как любят они свое искусство, своих преподавателей и вообще всю свою интересную, содержательную и плодотворную жизнь. Педагоги никого здесь не заставляют отрабатывать повинность, делать что-то через не могу и не хочу.
— Наша первая задача — увлечь детей тем или иным делом, пробудить в них азарт, — рассказывает директор ДШИ Наталья Быкова. — За маленького ребенка ведь часто выбор делают родители, приводят его, допустим, в студию игры на фортепиано, а он хочет рисовать. Искусство педагога заключается в том, чтобы найти в такой ситуации оптимальное решение, обнаружить в ребенке истинные способности, которые стоит развивать, и, если надо, в чем-то аккуратно убедить родителей. Подбирая кадры, я смотрю в первую очередь на то, кто как с детьми обращается.
Приводят к нам первоклашек — с ними же не столько учителями надо быть, сколько папой-мамой. И сказку рассказать, и по головке погладить, и конфетку дать. А потом уже сольфеджио… При этом следует подойти к каждому воспитаннику индивидуально — с учетом его характера, состояния здоровья и так далее.
Нет такой схемы в ДШИ, когда человек пришел, пусть даже в идеальных условиях и с прекрасным педагогом отзанимался, и распрощался до очередного визита. Полноценную жизнь и творческий дух поддерживают здесь всеми способами, в том числе в свободное от уроков время, чтобы ребята и педагоги могли пообщаться неформально, по-родственному.
— Что людей по-настоящему сближает? Совместная деятельность, общие интересы прежде всего за пределами непосредственных обязательств, — продолжает Наталья Петровна. — В итоге и по работе много увлекательных идей возникает. Съездили мы, скажем, в очередной раз на пленэр, смотрю: сидят в коридоре хореограф и хормейстер, что-то бурно обсуждают, записывают в блокноты. Видимо, какой-то совместный проект задумали. И у ребятишек желание творить возрастает, когда мы все вместе, например, с природой пообщаемся, сходим в бассейн или тренажерный зал, просто чай попьем и так далее.
— В Кольцово своеобразный уклад жизни, все по-домашнему, и ребятишки особенные, скажем так, «уютные», — говорит Оксана Понкратьева, преподаватель изобразительного искусства. — Мы часто бываем на природе, ездим по разным городам, не так давно были в Тобольске. Специально такие выезды устраиваем, создаем на пленэре атмосферу, которая помогает детям развиваться, дает импульс для будущих идей и композиций.
Подобным образом, общаясь с подопечными «за пределами дел», поддерживают в ребятишках творческий тонус преподаватели других дисциплин.
Здесь редко встретишь хмурое лицо.
— Мне очень нравится играть на баяне, — воодушевленно принимается за рассказ Егор Юшков, воспитанник музыкального отделения. — Этот инструмент я сам выбрал, он просто замечательный, такой душевный, веселый, с ним любой праздник будет удачным.
Многие выпускники кольцовской детской школы искусств посвящают себя профессиональной сцене. Например, Алексей Коновалов стал солистом образцового оркестра МВД России, Татьяна Циренина служит в московском театре «Школа современной пьесы». Кто-то идет преподавать, возвращаясь в том числе в родную ДШИ, как это сделала молодой хореограф Мария Забава по окончании Алтайского государственного института культуры.
— Я родилась и выросла в Кольцово, — говорит Мария. — Пока училась в нашей школе, решила, что буду здесь работать. Ребятишки с радостью занимаются, причем младшие смотрят на старших и стремятся им следовать, чтобы также выступать на сцене и добиваться успехов.