USD 101.9146 EUR 105.0464
 

Чтобы делал нас ближе наш особый уклад

Подготовила Наталья МАНТОРОВА
Сегодня мы рисуем радугу! Фото Натальи МАНТОРОВОЙ
Сегодня мы рисуем радугу! Фото Натальи МАНТОРОВОЙ

На разных отделениях детской школы искусств наукограда Кольцово занимается сегодня более 400 юных граждан. В какую аудиторию ни зайди, всюду радостные ребячьи голоса наперебой тебе объяснят, как любят они свое искусство, своих преподавателей и вообще всю свою интересную, содержательную и плодотворную жизнь. Педагоги никого здесь не заставляют отрабатывать повинность, делать что-то через не могу и не хочу.

— Наша первая задача — увлечь детей тем или иным делом, пробудить в них азарт, — рассказывает директор ДШИ Наталья Быкова. — За маленького ребенка ведь часто выбор делают родители, приводят его, допустим, в студию игры на фортепиано, а он хочет рисовать. Искусство педагога заключается в том, чтобы найти в такой ситуации оптимальное решение, обнаружить в ребенке истинные способности, которые стоит развивать, и, если надо, в чем-то аккуратно убедить родителей. Подбирая кадры, я смотрю в первую очередь на то, кто как с детьми обращается.

Приводят к нам первоклашек — с ними же не столько учителями надо быть, сколько папой-мамой. И сказку рассказать, и по головке погладить, и конфетку дать. А потом уже сольфеджио… При этом следует подойти к каждому воспитаннику индивидуально — с учетом его характера, состояния здоровья и так далее.

Нет такой схемы в ДШИ, когда человек пришел, пусть даже в идеальных условиях и с прекрасным педагогом отзанимался, и распрощался до очередного визита. Полноценную жизнь и творческий дух поддерживают здесь всеми способами, в том числе в свободное от уроков время, чтобы ребята и педагоги могли пообщаться неформально, по-родственному.

— Что людей по-настоящему сближает? Совместная деятельность, общие интересы прежде всего за пределами непосредственных обязательств, — продолжает Наталья Петровна. — В итоге и по работе много увлекательных идей возникает. Съездили мы, скажем, в очередной раз на пленэр, смотрю: сидят в коридоре хореограф и хормейстер, что-то бурно обсуждают, записывают в блокноты. Видимо, какой-то совместный проект задумали. И у ребятишек желание творить возрастает, когда мы все вместе, например, с природой пообщаемся, сходим в бассейн или тренажерный зал, просто чай попьем и так далее.

— В Кольцово своеобразный уклад жизни, все по-домашнему, и ребятишки особенные, скажем так, «уютные», — говорит Оксана Понкратьева, преподаватель изобразительного искусства. — Мы часто бываем на природе, ездим по разным городам, не так давно были в Тобольске. Специально такие выезды устраиваем, создаем на пленэре атмосферу, которая помогает детям развиваться, дает импульс для будущих идей и композиций.
Подобным образом, общаясь с подопечными «за пределами дел», поддерживают в ребятишках творческий тонус преподаватели других дисциплин.

Здесь редко встретишь хмурое лицо.
— Мне очень нравится играть на баяне, — воодушевленно принимается за рассказ Егор Юшков, воспитанник музыкального отделения. — Этот инструмент я сам выбрал, он просто замечательный, такой душевный, веселый, с ним любой праздник будет удачным.

Многие выпускники кольцовской детской школы искусств посвящают себя профессиональной сцене. Например, Алексей Коновалов стал солистом образцового оркестра МВД России, Татьяна Циренина служит в московском театре «Школа современной пьесы». Кто-то идет преподавать, возвращаясь в том числе в родную ДШИ, как это сделала молодой хореограф Мария Забава по окончании Алтайского государственного института культуры.

— Я родилась и выросла в Кольцово, — говорит Мария. — Пока училась в нашей школе, решила, что буду здесь работать. Ребятишки с радостью занимаются, причем младшие смотрят на старших и стремятся им следовать, чтобы также выступать на сцене и добиваться успехов.

Фотографии статьи
директор ДШИ Наталья Быкова