Дмитрий САВЕЛЬЕВ: «По этим начальникам тюрьма плачет»
Что произошло с Новосибирской областью? Почему села и малые города у нас превратились в «страну стариков», а у молодежи там практически нет перспектив? Почему в Новосибирске дома разваливаются, обрушиваясь прямо на улицу? Ведь наш регион был — да и остается по сути — богатейшим краем!
Кандидат в губернаторы Новосибирской области от ЛДПР Дмитрий САВЕЛЬЕВ знает, как возник этот парадокс. Ответ простой: безвластие. Формально власть есть, а по сути это не власть, это не пойми что. Последние годы регион фактически не управлялся, а планомерно изничтожался.
Свиней — в свинарник!
— Это воровство или некомпетентность?
— Это все сразу. Местные власти что не своровали, то сломали, что не сломали, то потеряли. Районные их либо прикрывают, либо просто плюют свысока на все, что происходит. Многие пригрелись, живут на «подкорме» у всяких жуликов. В Новосибирском районе, например, есть ООО «Кудряшовская агропромышленная группа», куда входят хозяйство «Железнодорожное», ОАО «Боровское», ЗАО «Кировское» со свинокомплексом... Все это разваливается. Почему? Казалось бы, эти хозяйства получали господдержку, весьма немалую. Куда она благополучно «рассосалась», сейчас следствие разбирается. А это миллионы рублей.
— То есть получается такой совместный «бизнес» районного руководства и «эффективных менеджеров»?
— Подобное как минимум можно предположить. Иначе как объяснить, что все эти хозяйства получали государственные деньги, имея долги перед сотрудниками? Это же противозаконно. А долги — серьезнейшие. Хозяйство «Железнодорожное» вообще агонизирует, земли, скот и техника распродаются. В поселке Железнодорожном люди сидят без денег, уже от отчаяния собираются перекрыть дорогу Барышево — Тогучин. Но на людей, разумеется, плевать и местным властям, и тем более «эффективным менеджерам».
— Зачем менеджеру доводить хозяйство до полного банкротства? Не выгоднее ли все-таки хоть как-то «хозяйничать», чтобы хозяйство приносило прибыль?
— Чтобы получить честный доход, нужно трудиться. Легче набрать кредитов на фирмы-однодневки, набрать госпомощи, отсудить еще у окрестных фермеров земли — да и продать их под дачи, как сделали в Новосибирском районе. Потом все обанкротить и слинять куда-нибудь на Гавайи. Украденных денег хватит пить коктейли до старости. Так эти ребята рассуждают. И Новосибирский район не один такой. В Каргатском районе, в Кольцовке, власти обанкротили колхоз. Новые хозяева, тоже «эффективные менеджеры», первое что сделали — разобрали дорогу от деревни к кладбищу. Добротные плиты из бетона сняли и куда-то увезли. Куда? Не ясно. Точнее, конечно, «не ясно» в кавычках. Все местные власти надо перетрясти, проверить каждую копейку, каждый чих! То, что они творят, иначе как свинством не назовешь. А свиньи должны быть в свинарниках, а не в креслах начальников!
Вместо того чтобы дать жилье, отбирают детей
— Городская администрация чем-нибудь отличается от сельской?
— Нет. В поселках городского типа, в малых городах городской голова — часто не голова, а другое место. Детских садов нет, жилья нет — молодые семьи стремятся уехать. Стариков оставляют — у стариков рушатся дома. А им власти предлагают переселиться из собственного дома в дом престарелых!
— А молодым что предлагают? Или вообще ничего?
— Ничего — еще не самое страшное. В Чулыме одна семья живет в деревянном доме, дому 74 года. Износ 72 %, дом признан аварийным и подлежащим сносу, стены кривые, трухлявые. Комиссия проверяла, сказала: может обрушиться. Зимой тепло не держит, люди мерзнут. Старики или дети могут померзнуть насмерть. А если рухнет?
— Но власти обязаны...
— Если бы эти власти делали то, что обязаны, они бы сами себя как минимум посадили в тюрьму. По этим начальникам давно тюрьма плачет. Но они переносят и переносят переселение, сейчас отодвинули на будущий год. И при этом — вот, представьте себе: мать того семейства вызывают в полицию, в отдел по делам несовершеннолетних. И говорят: ваши дети живут в аварийном доме. Непорядок! Давайте-ка мы ваших детей в детдом отберем! Уверен, женщине таким образом просто рот хотели заткнуть. Хорошо, наши ребята из ЛДПР узнали обо всем, я депутатский запрос отправил. Теперь хоть детей не отберут.
— А если с властями судиться?
— Пробовали. В том же Чулыме. Семья с маленьким ребенком живет на первом этаже, в квартире постоянно потоп. Видимо, потому, что в этом доме трубы не ремонтированы уже лет сто. Раскисает мебель, ржавеет посуда, на стенах плесень, сырой воздух. Пришла межведомственная комиссия, все официально проверили и признали: квартира непригодна для проживания. Был суд, принял решение: администрация должна предоставить жилье в срочном порядке. А потом вдруг суд решение отменил! Почему? Скорее всего, районные власти поднажали, где надо.
В Новосибирске — не легче
— Не мудрено, что из села и малых городов все бегут в Новосибирск...
— Да, и что видят? Транспорт — в полном коллапсе, теснота, пробки, вода такая же грязная, жилья нет. Например, военному отказали в жилье, потому что он вовремя не встал в очередь. А как он мог встать? Он в это время в горячей точке находился, на Северном Кавказе. Все документы подтверждающие есть. А жилья нет! Денег купить квартиру — тоже нет. А когда что-то есть, то обычно не хватает. Люди становятся дольщиками... А потом часто — обманутыми дольщиками.
— Это разве только нашего региона проблема?
— Это везде, но в Новосибирске — просто кошмар. Всего в области 40 недостроев, из них один в Оби, остальные — в Новосибирске. Вот микрорайон Акатуйский. Люди вложились — домов нет. Четыре года нет. Срок сдачи все отодвигают, а в марте наконец всех «обрадовали»: деньги кончились, всем спасибо, все свободны. Про Закаменский все знают. Еще долгострой на Тульской. Молодым семьям дали субсидии, это хорошо. А потом субсидии как в черную дыру ухнули в это строительство. Дом обещали к 2006 году. В 2011-м еще дома нет. Нового инвестора нашли... Так он потребовал с людей по 7 000 рублей дополнительно за каждый метр. А откуда? Дом социальный, специально для малоимущих строился, повторяю: на субсидии.
— И что с этими долгостроями делать?
— Если дошли хотя бы до стадии, когда инвестора можно поменять, то не надо одного жулика менять на другого. Инвестором должна выступить мэрия. И просто достроить дома, заселить людей. Понятно, что тут нужны законодательные изменения. А жуликов — не просто банкротить. Их надо сажать!
Пора браться за дело!
— Значит, проблемы создают не только власти?
— Власти могут создать проблемы, но власти же могут их и решить. В Смоленской области сельхозпроизводителям дали торговые места: торгуйте сами! Без перекупщиков! И люди торгуют. В Калужской области новый губернатор смог привлечь инвесторов в производство. Но для этого к каждому инвестору прикрепил по специальному чиновнику, чтобы следили: местный «барин» начнет взятки требовать — сигнал губернатору, «барина» по рукам! Инвестор сам начнет жульничать — тоже по рукам! Если я стану губернатором, то и калужский опыт переймем, и смоленский.
— А вы станете?
— Я серьезно настроен на победу. Последние выборы показали, что у нас в Новосибирской области результат не всегда тот, на который надеются действующие власти и прикормленные чиновники. Сибиряки делают свой выбор — для себя, своих семей, а совсем не для тех, кому будет сподручно воровать, если ничего не изменится. Я здесь родился, вырос, живу. Я еще помню времена, когда здесь всего было вдоволь. У нас же богатейший край! И не только металлы, машиностроение, электроника, мясо, молоко, зерно, но и рыба. Вон, на озере Сартлан в селе Кармакла был колхоз «Красный моряк» — легендарный рыбозавод и рыбопитомник. С этого завода поставлялись породы рыб, о которых мало кто и догадывается: рибус, муксун, пелядь. И, конечно, традиционный для Чанов и Сартлана сазан.
— Что сейчас с этим заводом?
— Можно восстановить. Надо восстанавливать! А вместо этого мы слышим бодрые заявления: мол, рыбу будем возить из Кении. Из Кении! Зачем? У нас есть все свое. И в России есть все свое, та же рыба на Дальнем Востоке. И в Новосибирской области есть все свое. «Кока-Кола» закрыла здесь свои предприятия — отлично! Почему бы не делать сибирские напитки из наших ягод? Из клюквы, например. Слова «Сибирь» и «клюква» известны во всем мире. Как слово «спутник». А кого сейчас удивишь кока-колой? Давайте удивим мир клюквой!
— А откуда взять средства?
— Надо создать в области особую экономическую зону. Всю область сделать такой зоной. С каждого брать меньше налогов, но самих-то налогоплательщиков станет больше! У нас не будет отбоя от инвесторов. Принять их, как в Калужской области. Фермеров избавить от перекупщиков — как в Смоленской области. Перевести предприятия из Новосибирска в область, в малые города — и в городах работа появится, и в Новосибирске место для нового жилья. Новую команду привести на места — молодых, готовых работать. И не будет разрухи. Хватит это терпеть, пора за дело браться. Мы это можем!
ДОСЛОВНО
Владимир ЖИРИНОВСКИЙ:
— Всегда деревня спасала Российскую империю. Но при советской власти стали ее гробить, а сейчас продолжаем гробить тоже. С коррупцией борьба не ведется — и гибнет русская деревня! Нужно развивать не столицу, а провинцию, малые города, сельское хозяйство.
— Вот вам управление внизу: нет никакой власти! Самодуры сидят — и разрушают все хозяйства до упора. Цель какая у этих самодуров, наместников местных? Русских всех выжить и набрать крепостных со Средней Азии. Которые будут работать за копейки. И будут молчать.