«Хочу, чтобы вернули документы»
Подросток, сбежавший из детдома, больше года живет без паспорта и работает, вместо того чтобы учиться в школе
Шестнадцатилетний Вова из Искитимского района уже больше года живет без каких-либо документов. Они остались в детском доме, откуда он сбежал к своей бабушке, которая уже четвертый год добивается возвращения себе права быть попечителем внука. В непростой ситуации разобрался корреспондент «Советской Сибири».
Несправедливо?
С 2006 года Валентина Ревуцкая из поселка Советский Искитимского района являлась сначала опекуном, а затем попечителем внука Владимира. Его отец находится в местах не столь отдаленных, мать лишена родительских прав. В 2012 году она получила постановление местной администрации об отстранении от выполнения попечительских обязанностей.
— Всегда старалась воспитывать внука по-современному — у него были своя комната, компьютер, телефон. Он был одет, обут и всегда накормлен. Ни в чем никогда не нуждался. Школу посещал регулярно, имел все необходимые принадлежности и учебники, — говорит Валентина Григорьевна, — Я уверена, это произошло не потому, что я плохо заботилась о Володе, а потому, что всегда была требовательна, в том числе к школе, в которой он учился. Скорее всего, таким образом от него и от меня просто решили избавиться, чтобы было меньше хлопот и забот.
По ее словам, отстранение от исполнения обязанностей попечителя произошло с многочисленными нарушениями. Так, проверка условий содержания и жизни ребенка проводилась без ее присутствия, когда дома находился только Вова.
В администрации на вопрос редакции ответили формально. «Ревуцкая Валентина Григорьевна постановлением администрации Искитимского района была отстранена от выполнения обязанностей попечителя за ненадлежащее исполнение обязанностей», — сообщили в ответе на официальный запрос в отделе опеки и попечительства администрации Искитимского района.
В середине 2013 года состоялся первый суд по делу о признании незаконным постановления районной администрации. В возврате ребенка бабушке было отказано.
Убежал, и забыли
Дальше события развивались как в сериале. Вову отправили в Коченёвский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Здесь, по словам бабушки, до взрослеющего ребенка никому не было дела. Не пробыв там и школьной четверти, Вова сбежал и вернулся к бабушке, которая уже тогда старалась официально вернуть себе ребенка и положенные государственные выплаты (около десяти тысяч рублей).
— Было проигнорировано заявление моего внука, в котором он говорил о том, что желает проживать именно со мной. Ведь с десяти лет к мнению ребенка суд и органы опеки обязаны прислушиваться, — отмечает Валентина Ревуцкая.
После Коченёво почти год Вова проживал в детском доме в селе Дорогино Черепановского района. Откуда впоследствии тоже сбежал. Странно, но в очень коротком разговоре директор детского дома сообщил, что ни о Вове, ни о его бабушке он ни разу не слышал. Такая скрытность вполне объяснима, ведь по закону именно администрация детдома является законным представителем несовершеннолетнего ребенка. А поэтому его были обязаны найти и вернуть в детский дом. Получается, что на деле о нем как может заботится бабушка, а на бумагах он по-прежнему проживает в детском доме.
Несовершеннолетний работник
Вот уже больше года подрастающий Владимир живет то у бабушки, то у сестры. Все его документы, в том числе паспорт, до сих пор находятся в Дорогино. Вова не посещает школу, у него нет аттестата об окончании даже девяти классов. Сейчас он работает на стройке.
— Я сбежал, потому что мне там было нечего делать. Сейчас я хочу одного: чтобы мне отдали документы, тогда я бы смог доучиться. Хочу в будущем выучиться на сварщика и работать по специальности, — рассказал Володя корреспонденту «Советской Сибири».
Тем временем бабушка продолжает борьбу за внука — написаны десятки жалоб в прокуратуру, в вышестоящие госструктуры. Она добивается привлечения к ответственности всех лиц, которые, по ее мнению, допустили злоупотребление должностными полномочиями и незаконно лишили ее права опеки и попечительства. Со своей проблемой пенсионерка даже ездила в Москву, в профильное министерство. Там ей сказали, что не понимают, из-за чего ее лишили права опеки. Но дальше непонимания дело не сдвинулось, бабушка вернулась ни с чем.
«Согласно пункту 3 статьи 146 Семейного кодекса РФ, опекунами (попечителями) не могут назначаться лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя)», — отметили в районном отделе опеки и попечительства.
Тем не менее Валентина Григорьевна не отчаивается. Пятнадцатого августа в Искитиме состоялось очередное заседание суда по делу Ревуцкой. В очередной раз суд встал не на сторону бабушки. Валентина Григорьевна не намерена сдаваться и продолжит бороться за возможность полноценно воспитывать внука.
У каждой из сторон в этом конфликте своя правда. Но, как и бывает в семейно-государственных конфликтах, пострадавшими оказываются дети. Почему на протяжении долгого времени несовершеннолетний фактически живет без присмотра, должного воспитания и медицинского обслуживания?
В связи с этим редакция «Советской Сибири» обратилась к уполномоченному по правам ребенка в Новосибирской области и в региональное министерство социальной защиты с просьбой разобраться в сложившейся ситуации.