Дмитрий САВЕЛЬЕВ: «Не должно быть городов второго сорта»
Слова «малый город» могут на кого-то навеять идиллическую картину: невысокие домики, аккуратные зеленые улочки... Но малые города нашей области, особенно входящие в агломерацию, похожи скорее на районы Новосибирска. Только самые отдаленные и самые проблемные. Кандидат в губернаторы Новосибирской области от ЛДПР Дмитрий Савельев уверен, что у каждого малого города должно быть свое лицо:
— Даже если город построен при советской власти и сначала состоял просто из бараков, все равно в нем должна быть своя «фишка», свой дух. И это все есть, главное — найти. Бердск, например. Это старый город... Ушедший под воду. Жители помнят свою историю: острог, с которого город начинался, у них и на флаге, и на гербе. Но можно дальше пойти! Острог восстановить на берегу водохранилища. Сделать местной достопримечательностью.
«Жемчужины Сибири» — своими руками
— Но вся история под водой...
— И что? Это наша, сибирская Атлантида! Сколько можно историй найти, местных баек. Сколько легенд на этом построить. Там ведь прекрасное место, санатории. Развить Бердск как город-курорт. Да, там промышленность на уровне, а раньше даже знаменитые «Арктуры» делали, «Веги». Можно это восстановить, кстати. Снова делать проигрыватели виниловых пластинок, хай-энд. Это модно сейчас. И музей радиотехники еще. Чтобы туристы прибывали, чтобы экскурсии по водохранилищу проводили. Заодно — парусный спорт. То есть из Бердска можно сделать жемчужину Сибири!
— А Искитим? Рабочий поселок на месте нескольких деревень — какие здесь могут быть легенды?
— Самые что ни на есть! Название города — от древнего племени. Аскиштим — переводится как «чаша». То есть краеведческий музей — обязательно. Восстановить обряды этого племени, проводить костюмированные праздники. Жителям есть чем гордиться, их история на самом деле уходит в седую древность.
— А какая «древность» у города Обь?
— Тут совсем другая «фишка». Обь — фактически моногород при аэропорте. И в гербе это отражено, между прочим. Моногорода — это всегда риск: нет предприятия — город умирает. Но аэропорт Толмачёво никуда деваться не собирается, это международный аэропорт. Значит, в городе все должно быть современным, стремительным, напоминать о полете, о хай-тек. Комфортабельные гостиницы, аэроэкспресс...
Хватит красить ямы!
— Где вы там видели аэроэкспресс?
— Он должен быть, вот я о чем. Он должен идти из Новосибирска прямо в Толмачёво, но к нему пустить регулярные маршруты, причем подчеркнуто ультрасовременные. От гостиниц — в аэропорт, к аэроэкспрессу. Тогда этот аэроэкспресс будет не только для пассажиров, но и для жителей Оби. Раз! — и ты уже в Новосибирске. И можно прямо на метро пересаживаться.
— Сразу с аэроэкспресса начинать?
— С дорог и автобусов. Дороги везде битые, ужасные. А когда местные власти за ремонт берутся — тоже ерунда получается. В Бердске новую разметку нарисовали, например. Теперь весь город — в двойной сплошной, никуда не повернешь. Да и надо было бы сперва дороги наладить. Такие ямы — у грузовика колесо оторвет! Но власти решили ямы не заделать, а раскрасить.
— Может, это для безопасности?
— Так водители же все равно нарушают! Ну, сделали бы в этой разметке пунктиры, повороты... Зачем нужна двойная сплошная линия? Спальный район, куча дворов, магазинов. Это же не трасса, где левый поворот опасен. Зачем запрещать въезд во двор, выезд со двора? Маразм! И народ теперь по дворам кружит, чтобы разметку эту объехать. А во дворах люди гуляют. Где безопасность?
— А если разворачиваться на перекрестках?
— Перекрестки нерегулируемые. И там пешеходы пересекают улицу. Какая безопасность? На улице Горького, например, машина выезжает со двора, возле домов № 1 и 3 перекресток — там пропустит пешеходов, развернется, снова пропустит. Если не собьет никого. А раньше машины выезжали за пределами пешеходных переходов. На проект этой разметки и на саму «покраску ям» потрачена уйма денег. Надо еще проверить, куда эти деньги реально ушли.
Тяжелый путь из заокраины
— Может, людям просто стоит больше пользоваться общественным транспортом?
— А где он? Даже Бердск, который с Новосибирском граничит, испытывает трудности и с общественным транспортом, и с дорогами. Первомайская улица — вообще сплошные «торосы». Там в девяностые некие предприниматели так лихо нарезали землю, что часть дороги оказалась в частной собственности. Уже давно пора в муниципальную собственность передать, но все никак... И я догадываюсь почему. Городские власти надо жестко проверить на эту тему. Но пока дорога вроде как частная, капитальный ремонт сделать нельзя. А главный въезд в Бердск вообще похож на какой-то забитый телегами рынок. С колдобинами. Но ведь сам Новосибирск и по дорогам, и по транспорту — тоже не сахар, особенно на окраинах. А Бердск — это, получается, заокраина.
— Что уж об Искитиме говорить...
— В Искитиме вообще трагедия. Народ шутит, что там ремонтируют только ту дорогу, по которой мэр ездит. Многие производства встали, люди работают в Бердске, в центре Новосибирска, реже — в Советском районе. Маршрутку не дождешься, электрички битком. Скоростную железнодорожную ветку протянуть, экспресс пустить еще с 2007 года хотели. Точнее, заявляли об этом. «Заявлялками» все и кончилось.
Почем коричневая жижа?
— Но в Оби благодаря аэропорту с транспортом полегче, разве нет?
— Полегче, но не особенно. А ведь Обь должен быть вообще образцом городского хай-тек, маленьким, но шикарным. Но какой хай-тек!.. Там из кранов вода течет с коричневой грязью. Хорошо, если это просто глина, а не что-то другое. С отоплением тоже беда: не отключат зимой — так поджарят летом. В мае было плюс тридцать, батареи не отключали. В Искитиме — наоборот. Зимой регулярно горячую воду отключают, как-то отключили почти на всю зиму. Мусор то не вывозят, то вывозят только у половины улицы, другая превращена в свалку.
— За что же люди платят?
— Сейчас расскажу. В Бердске одна управляющая компания брала за тепло не по счетчику, а «по нормативам». Получалось в два раза больше. За ремонт цены брала с потолка, за мусор отдельные деньги требовала. Прокурорская проверка все это выявила, был суд. Люди его выиграли!
— Значит, выход — судиться?
— Чаще — да. Хотя в Татарске, например, люди не стали судиться, когда им цены вдруг взвинтили. Это совсем недавно было. Вышли на пикет, стали требовать. И получилось! Но вообще-то это не дело — все решать через суд или пикеты. Надо, чтобы жители могли просто выбрать управляющую компанию. Задираешь цены? Дома рушатся? Тепла нет? Вода ядовитая? Давай, до свидания!
Власть не захочет под суд
— А разве сейчас нельзя выбрать?
— Практически нет. Формально — да, но реально в ЖКХ у нас монополизм, никакой альтернативы. Потому что сейчас вопросы ЖКХ решаются на федеральном уровне. Батарея течет? Ремонта нет? Хочешь поменять управляющую компанию — а не на что? Куда жаловаться? Мэру? Не поможет. Только в прокуратуру. А надо, чтобы за ЖКХ целиком мэр отвечал. И с него спрашивать.
— Сейчас идет много разговоров о том, чтобы с управляющими компаниями наконец разобраться. Результата не видно?
— Никакого! Цены растут, люди платят не пойми за что. За ржавчину вместо воды, за то, чтобы их закаляли в мороз и поджаривали летом. За ремонт, которого нет, за мусор, который кучами на улицах. И за возможность поторчать в инстанциях, послушать, как вам вешают лапшу на уши, требуют справку о справке. И так везде! ЛДПР собирает сведения по всему региону. От глухих уголков до Новосибирска — одно и то же. Над людьми издеваются, никаких подвижек. Только если прокурорская проверка случится, суд — тогда виновных накажут. Но на их место новые придут, такие же. ЛДПР борется, чтобы переломить ситуацию. Чтобы власти непосредственно отвечали за ЖКХ, чтобы можно было властям предъявить: почему управляющая компания только одна? Почему не работает?
— И власти смогут разобраться?
— Им придется, если хотят, чтобы их переизбрали. И если не хотят скандала. Они не станут доводить дело до суда, ведь тогда уже под проверку и под суд они пойдут вместе с управляющей компанией. Но согласен, властный корпус на местах надо бы обновить, привести новую молодую команду. И навести порядок. Прежде всего предприятия перенести из Новосибирска в область. Сам Новосибирск разгрузим, в области обеспечим рабочие места.
Мы это можем!
— Многие привыкли ездить в Новосибирск на работу. Захотят ли люди менять свои привычки?
— Эти привычки — не от хорошей жизни. А от того, что работы нет в родном городе. Город в результате становится той самой заокраиной Новосибирска. А надо, чтобы город был сам по себе. В Бердске можно разместить средние производства. То же — в Оби. В Искитиме — крупные производства. А кто хочет в Новосибирске работать, тем организовать транспорт. Не такой, как сейчас, когда до электрички не доберешься, а в саму электричку не влезешь.
— Про аэроэкспресс вы уже сказали...
— Нужно не только в Обь. Нужно такой же экспресс пустить в Искитим. Да и обычные электрички должны быть современными, комфортабельными, ходить чаще. Дороги привести в порядок, а не ямы красить, как сейчас. Скоростные автобусы пустить. Из Новосибирска — в Бердск, Обь, Искитим, Академгородок, Краснообск, Кольцово. Это прежде всего. Вообще всю область покрыть скоростными маршрутами. Еще должны быть местные маршруты — подвозить к остановкам скоростных маршрутов, к электричкам, к экспрессам. На скоростных маршрутах интервал не больше получаса, на местных — не выше 10 минут.
— Выглядит величественно! Но деньги-то на все это откуда взять?
— Я давно предлагал сделать Новосибирск федеральным городом. Это значит, федеральные средства идут и в город, и в область. Но главное — устроить на всей территории региона особую экономическую зону. Тогда сюда инвесторы потянутся толпой. Каждый будет платить меньше налогов, но вместе дадут больше. И предприятия новосибирские будут выведены в область, в те самые города — Обь, Бердск, Искитим. Значит, и в эти города инвесторы придут.
— А если местные власти решат «погреть руки»? Начнут требовать взятки?
— Надо поступить, как в Калужской области. Там новый губернатор даже без особой зоны смог инвесторов набрать. К каждому прикрепил чиновника, который следит, чтобы и местная власть не зарывалась, и чтобы сам инвестор не мухлевал. Мы тоже это можем! У нас богатейший регион, жители имеют право на все эти богатства.
Не должно быть городов второго сорта, хватит это терпеть! Пора браться за дело.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир ЖИРИНОВСКИЙ
— Именно в малых городах заключена суть России, ее душа. Поэтому тем, кто ненавидит нашу Родину, в первую очередь хочется уничтожить именно малые города. И с каждым годом их становится все меньше и меньше.