USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Налоги, дороги и большие тревоги

Виталий ЗЛОДЕЕВ
Недоимки по транспортному налогу могут привести к кризису дорожной отрасли. Фото Михаила ПЕРМИНА
Недоимки по транспортному налогу могут привести к кризису дорожной отрасли. Фото Михаила ПЕРМИНА

Депутаты комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного собрания «нарисовали» тревожную картину дел в дорожной отрасли региона

В ближайший вторник состоится внеочередная, первая после летних каникул сессия Законодательного собрания Новосибирской области, на которой будет рассмотрен важнейший для региона вопрос: внесение изменений в главный финансовый документ — бюджет на 2014 год и плановый период 2015 — 2016 годов. Накануне общего заседания парламента поправки проходили «обкатку» в комитетах Заксобрания. И стало очевидно, что 26 августа разговор на сессии между областным правительством и депутатами будет непростым.

Почему именно мы?
Заседания комитета по транспортной, промышленной и информационной политике — это почти всегда нескучно, здесь постоянно возникают дискуссии. Депутаты-транспортники в большинстве своем — руководители крупных предприятий и компаний, знающие ситуацию в своих отраслях не понаслышке. Естественно, они всегда готовы при необходимости отстаивать отраслевые интересы. В этот раз был именно такой случай: разговор сразу обещал быть острым, ведь, как выяснилось, только в этом году дорожный фонд региона, а значит, и отрасль в целом, недосчитает более 1,1 миллиарда рублей от первоначально запланированных объемов. О подробностях, впрочем, чуть ниже.

Заседание комитета, как и всех предыдущих, началось с доклада врио первого заместителя председателя правительства области — министра финансов и налоговой политики Виталия Голубенко. Он рассказал о получении дотации от федерального центра в связи со снижением собственных доходов региона (ситуация, кстати, традиционная для многих регионов России), об увеличении расходов на резервный фонд в связи с приемом и размещением в регионе беженцев из Украины, о том, что нужно добавить средств на введение в строй больничных корпусов в Барабинске и Оби, что требуются очередные немалые средства на погашение долгов набившего оскомину бердского комбината бытовых услуг в связи со стремительно надвигающимся отопительным сезоном. Также определенные средства понадобятся на выполнение майских указов Президента РФ, но по сравнению с остальными позициями суммы тут небольшие.

Депутаты внимательно слушали доклад, чтобы задать свой главный вопрос: почему почти всем отраслям, даже не социальным, добавляют финансирование, а дорожники должны выкручиваться сами? Речь, как выяснилось, шла о той самой сумме — 1,117 миллиарда рублей, которую в этом году недополучит дорожный фонд области из-за недобора по акцизам на ГСМ и транспортного налога.

Как это получилось?
С акцизами ситуация довольно простая: Правительство РФ ввело повышенные акцизы для топлива более низкого качества, после чего переработчики резко перестроились на производство более качественного бензина и стали платить меньший акциз. Им, конечно, за сообразительность пятерка, но нашей области это обошлось более чем в миллиард рублей недобора. Впрочем, в начале октября в Новосибирске состоится заседание Президиума Госсовета РФ под председательством Владимира Путина, и есть надежда, что там этот вопрос будет обсуждаться.

Есть проблема посерьезнее: по итогам прошлого года недоимка в бюджет региона по различным имущественным налогам составила около 4 миллиардов рублей, из которых 1,2 миллиарда — недоимка по транспортному налогу. Причем большую часть суммы, порядка 75 — 80 %, не выплачивают именно физические лица, то есть мы с вами: те самые люди, которые жалуются на плохое качество дорог, на нехватку развязок и мостов. И искренне считают (достаточно почитать форумы), что они здесь ни при чем!

По данным областной налоговой службы, за первую половину 2014 года в суды передано уже более 40 тысяч дел на должников. Правда, взыскивать таким образом можно только долги более 3 000 рублей. Калькуляция здесь очень простая: транспортный налог на малолитражку мощностью до 100 лошадиных сил (таких немало в нашем регионе) составляет 540 рублей. То есть человек может пять лет вообще не платить налог и при этом оставаться «добропорядочным» гражданином и даже спокойно выезжать за границу, при этом поругивая власть, которая не строит новые дороги. Железная логика! Только вдумайтесь: 40 тысяч человек, чья задолженность превысила 3 000 рублей. А сколько тех, у кого она еще не достигла критической суммы? Наверняка в разы больше.

Обсуждая эту ситуацию, зампред Законодательного собрания, член транспортного комитета Сергей Титков задал напрашивающийся и предельно логичный вопрос: когда начнут отвечать те, кому по долгу службы полагается заниматься сбором налогов?

И действительно: граждан увещевают через средства массовой информации, взывая к их совести, но никто и нигде не говорит вслух о профессиональной ответственности конкретных людей. Ведь не все должники полностью бессовестные люди и злостные «рецидивисты». Некоторые элементарно не получают письма с налоговыми уведомлениями, онлайн-платежи не проходят месяцами из-за всевозможных недостатков системы. Если кто-то будет говорить, что это издержки очередного переходного периода, не верьте. Абсолютно такая же неразбериха была в налоговой и 10 лет назад. В 2003 году мы продали земельный участок с небольшим домиком, а письма с просьбой заплатить налог приходили до 2007 года, причем каждый раз мы ходили в инспекцию, показывали документы, просили окончательно вычеркнуть нас из списков, но через год все повторялось.

— Давайте ответим на этот вопрос на сессии или соберем специальное заседание, — сказал Сергей Титков, — ведь должен же кто-то заниматься администрированием этого вопроса, кто-то должен ответить за то, что миллиарды рублей недоимки тяжким грузом висят на областном бюджете.

Что теперь будет?
Уже очевидно, что дефицит дорожного фонда существенно отразится на работе именно дорожной отрасли. Говорить о каком-то развитии в такой ситуации просто смешно, быть бы живу… Председатель комитета Фёдор Николаев, руководитель крупнейшей дорожной организации региона, ситуацию обрисовал предельно просто:

— Дорожная отрасль начиная с 2006 года все время поднималась: сформировались коллективы, закуплена или взята в лизинг техника, открыты долгосрочные кредитные линии. А сейчас в лучшем случае мы получим стагнацию отрасли, в худшем — начало конца. Может дойти до того, что денег не будет не только на строительство, но даже на содержание и обслуживание дорог, особенно в сельских районах.

Еще более эмоционален был член комитета, руководитель ООО «Новосибирскагропромдорстрой» Александр Барсуков, подчеркнувший, обращаясь к членам правительства, что «неординарная ситуация требует неординарных решений»:

— Мы под объекты этого года взяли кредиты, почти все уже сделано, и тут я как директор узнаю, что в этом году с нами могут не расплатиться. По сути я сейчас должен сократить ИТР и рабочих, законсервировать часть техники. А это опять недополучение налогов, это безработица. И не мы одни такие — схожие ситуации складываются в соседних регионах. Но ведь нужно что-то делать!

Конечно, депутаты могут сгущать краски, но в данном случае совсем чуть-чуть. Если ситуация не будет улучшаться по той же собираемости налогов, мы действительно получим кризис в отрасли, которая за последние годы окрепла, набралась оптимизма, но вдруг оказалась в роли крайнего. Действительно ситуация требует неординарных решений...

ФАКТ
Отвечая на вопросы депутатов, Виталий Голубенко отметил, что нынешняя корректировка бюджета, вероятнее всего, не последняя в этом году. После того как минфин региона подведет итоги работы за девять месяцев, может наступить «момент истины» и для других отраслей реального сектора экономики.