Центр конкуренции умов
Половина студентов, поступивших в вузы Новосибирска, приехала из других регионов Сибири и даже стран
В новосибирских вузах подвели официальные итоги вступительной кампании. Несмотря на уменьшение количества выпускников, средний проходной балл, необходимый для поступления, заметно повысился. Если в прошлом году для зачисления на первый курс абитуриентам нужно было набрать по ЕГЭ порядка 140 баллов, то в этом году уже 180, а для поступления на самые престижные факультеты наиболее престижных вузов (НГУ, НГТУ, НГМУ) — порядка 280 баллов. Если в 2013 году на одно бюджетное место в среднем претендовали девять человек, то этим летом — 11.
По словам начальника отдела высшей школы регионального министерства образования и науки Светланы Малиной, в этом году огромную конкуренцию новосибирским выпускникам составили приезжие ребята. Молодые люди из Кузбасса, Иркутской области, Хакасии, Таджикистана и Казахстана заняли половину бюджетных мест в вузах Новосибирска. И это несмотря на то, что количество бюджетных мест с каждым годом растет.
— В этом году количество новосибирских выпускников школ заметно сократилось — примерно на семь процентов. Такая ситуация не только в нашем регионе — во всей России, — говорит Светлана Малина. — Кроме того, сейчас активно развивается система среднего профессионального образования, многие идут туда. Однако благодаря приезжим нам удалось сохранить здоровую конкуренцию в вузах.
Было озвучено, что в вузах идет планомерное сокращение так называемых непрофильных бюджетных мест. То есть технические университеты должны обучать инженеров, а не юристов, медицинские — сугубо врачей, гуманитарные — педагогов и журналистов, а не экономистов.
По словам ректора НГТУ Николая Пустового, в этом году выпускники школ стали более разумными, даже можно сказать — расчетливыми. Если раньше они, кроме обязательных экзаменов, поголовно сдавали обществознание, то в этом году стало больше абитуриентов, сдавших самые разные экзамены. Тем самым бывшие школьники увеличили свои шансы на поступление в различные вузы.
— Сейчас очень много разговоров ходит о том, что беженцы с Украины займут все бюджетные места, так как они им обещаны государством. Приказ распространяется на 170 российских вузов. В этот список попали и новосибирские университеты, — говорит Николай Пустовой. — Но уверяю, проблемы в Новосибирске не существует. Например, в НГТУ мы приняли всего пятерых украинских ребят на бюджетные места. В других вузах примерно такие же цифры. Вот в Центральной России такая проблема есть. Там украинских выпускников — сотни. Они не сдавали ЕГЭ, но их обязаны брать на бюджетные места.
К сожалению, нынешние выпускники школ продолжают уезжать из региона. Это уже стало тенденцией. Новосибирцы все больше хотят учиться в Москве, Санкт-Петербурге и даже за границей. «Миграционный процесс всегда был, это неизбежно, — говорит Николай Пустовой. — Но зато к нам стали больше приезжать из соседних регионов. Благодаря этому средний проходной балл растет. Да, к сожалению, получив высшее образование в Новосибирске, большинство иногородних студентов уезжает домой. Поэтому я уже давно выступаю за то, чтобы каждое наше предприятие уже со школьной скамьи готовило себе кадры. У нас в городе такие предприятия есть. Например, авиазавод имени Чкалова. Здесь ведут очень грамотную кадровую политику и думают о будущем, готовя себе специалистов заранее. Все больше становится студентов, которые заключили договор с сельскими районами или администрацией области. Мало того, что за их обучение платят, так они еще и дополнительную стипендию получают — примерно пять тысяч рублей в месяц. Обучившись в Новосибирске на врача или педагога, эти молодые специалисты едут в села и работают там по специальности несколько лет. Я считаю, что это правильно, эту практику необходимо развивать».
Добавим, что из ста нынешних первокурсников диплом о высшем образовании получат в лучшем случае 75. Остальных отчислят за неуспеваемость. К сожалению, уровень подготовки вчерашних школьников постоянно снижается. И, по мнению специалистов, в этом нельзя винить существующую систему ЕГЭ, учителей и даже самих школьников. Люди постепенно глупеют — это мировая тенденция.
КОММЕНТАРИИ
У каждого вуза свой «электорат»
Анна БОЙКО, ответственный секретарь приемной комиссии Сибирского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы:
— В нашем вузе обеспечивают довольно качественное образование. Этим, возможно, объясняется самый высокий в Новосибирске конкурс в наш вуз. Второй и очень серьезный фактор — широта территориального охвата. К нам едут поступать со всего Сибирского федерального округа, поскольку профильное образование для специалистов местных органов власти получают именно у нас. Если на большинстве факультетов у нас формируются 1 — 2 группы студентов, то по специальности «государственное и муниципальное управление» учатся 4 — 5 групп.
Если абитуриент задолго до окончания школы запланировал работать в органах власти, он уже мотивирован на то, чтобы получить высокий балл по ЕГЭ. Мой многолетний опыт работы в приемной комиссии убеждает в том, что еще на стадии выбора вуза происходит своеобразный отсев: абитуриенты понимают, что сюда будут поступать самые сильные выпускники. Причем не только по результатам ЕГЭ, но и с хорошим багажом общественной активности: победители различных грантовых конкурсов, олимпиад и т. п.
К специфике нашего вуза можно отнести и такой факт: из 476 зачисленных на очное обучение более половины — 54 процента — иногородние.
Иногда нас спрашивают: есть ли в вузе какие-то квоты или абитуриенты едут по направлениям? Нет, у нас обычная практика зачисления, принятая в российской системе высшего образования. Все определяет интерес выпускника к той или иной сфере, где он видит себя наиболее эффективным, где в полной мере сможет реализовать себя. Понятно, что тот, кто мечтает стать народным артистом, к нам не придет. У каждого вуза, если можно так выразиться, свой «электорат».
Новосибирск, по моему мнению, в состоянии обеспечить молодым людям очень широкий выбор специальностей. При таких обстоятельствах мы осознаем важность того факта, что на наши специальности наблюдается такой высокий запрос.
Инженер ищет работу или работа ищет инженера?
Людмила ХАРЛАМЕНКО, менеджер по персоналу рекрутингового агентства:
— Какие специалисты сегодня наиболее востребованы на рынке труда? Выпускникам настоятельно советуют задуматься над этим вопросом перед поступлением в вуз. Однако не все так просто.
Взять, к примеру, золотодобывающие или горно-геологические компании. Не хватает сегодня машинистов тяжелой техники — бульдозеристов, экскаваторщиков. Но еще больше необходимы горные инженеры по специальностям «геологическая съемка, поиск и разведка месторождений полезных ископаемых», «горные машины и оборудование».
Закрывать такие вакансии — очень кропотливое занятие. Работодатель выдвигает жесткие требования: у кандидата на вакантное место обязательно должны быть соответствующее образование — высшее, опыт работы на аналогичной должности не менее трех лет и возраст до 55 лет. Востребованность колоссальная!
Но не стоит обольщаться. Высокие требования вовсе не означают, что и заработная плата будет равнозначная — это во-первых. За относительно скромные деньги компании хотят получить уже состоявшихся в профессии специалистов, а выпускников вузов, согласных на предлагаемую зарплату, не желают брать на работу — это во-вторых. Между тем именно молодежь готова, для того чтобы набраться опыта, поехать даже в условия вечной мерзлоты.
Ошибка в выборе специальности? Не фатально
Марина ГАВРИЛОВА, директор Центра развития профессиональной карьеры, психолог:
— Хочется пожелать поступившим в вузы не разочароваться в выборе специальности. Дело в том, что человек в столь юном возрасте еще не имеет точного представления о себе и своих потребностях в жизни. Хотя и такие ребята есть, которые знают все, что им нужно, уже со школьной скамьи. Большинство же зависит от различных влияний, потому что 17 — 18-летние люди — это еще подростки со всеми вытекающими последствиями.
Но молодые люди не должны бояться ошибиться. В этом нет никакой фатальности, и скорректироваться можно на любом этапе. К нам приходят юноши и девушки уже в процессе обучения и говорят: «Учусь, но чувствую, что это не мое, помогите найти что-то более подходящее».
Получив первое, основное образование, можно добавить к нему дополнительное и, совместив их, двигаться в третьем направлении. Конечно, часто возникают обстоятельства, не позволяющие заняться переобучением. Однако и это не проблема. Часто технические профессии нужны в гуманитарных областях, например в психологии, и наоборот.
Очень многие меняют профессию на рубеже 30-летия, когда происходит оценка полученного жизненного опыта, правильности сделанного в юношеском возрасте выбора профессии. Меняют ее порой кардинально и, дальше двигаясь, понимают: «Так вот что мне на самом деле нужно!»
Есть пример, когда человек закончил НГУ и работает слесарем. И не потому, что работу почище не нашел, а потому что ему нравится именно слесарное дело. Ведь в итоге мы стремимся к гармонии, в том числе и с тем, чем заняты, со своей профессией. На главные места выходят не только зарплата, но и комфорт в коллективе, социальные гарантии, значимость результатов труда для общества.