USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Когда вернётся «Ласточка»?

Виталий СЕРГЕЕВ
Следующего визита «Ласточки» новосибирцам придется подождать минимум пару лет. Фото Виталия ЗЛОДЕЕВА
Следующего визита «Ласточки» новосибирцам придется подождать минимум пару лет. Фото Виталия ЗЛОДЕЕВА

Сибирские железные дороги успешно прошли испытание самым современным скоростным электропоездом — технических препятствий для его эксплуатации нет

В минувшую пятницу на вокзал Новосибирск-Главный прибыла скоростная электричка Siemens Desiro RUS, получившая в России имя «Ласточка». Эти «краснокрылые птички», собранные в Германии, обслуживали Олимпийские игры в Сочи, после чего они должны были «разлететься» по регионам России улучшать качество и скорость пригородного сообщения. Увы, но визит «Ласточки» в Новосибирск пока не станет обыденностью — это была лишь демонстрационная поездка Барнаул — Новосибирск — Барнаул, призванная в первую очередь оценить техническую возможность использования суперэлектричек на наших железнодорожных линиях.

Страна большая — на всех не хватит
Производство наших «Ласточек» на платформе Siemens Desiro было запущено в Германии в 2011 году, а уже на следующий год новые скоростные электрички начали поступать в Россию. Первой повезло Казани, где в связи с проведением всемирной Универсиады-2013 «Ласточки» курсировали между аэропортом и железнодорожным вокзалом, пока не началось главное соревнование. Затем все 38 «Ласточек» работали в Сочи, а после Олимпиады, как и было обещано, начали разъезжаться по стране.

Сразу стало понятно, что 38 поездов — капля в море для огромной страны. Часть составов остались на юге страны — в Сочи, Ростове, некоторые вернулись в Казань, где в будущем году еще чемпионат мира по плаванию проводить, солидную долю поездов «оттянули» на себя столицы. Так, из Москвы «Ласточки» ходят практически во все крупные города, расположенные поблизости. Состав, побывавший в Барнауле и Новосибирске, постоянно «приписан» к Санкт-Петербургу, куда и отправился после демонстрационной поездки.

— Да, сегодня «Ласточка» от нас уезжает, — отметил во время торжественной церемонии врио губернатора Новосибирской области Владимир Городецкий, — но надо ценить даже тот факт, что мы смогли увидеть и оценить по-настоящему высокое качество, комфорт и безопасность пассажирских перевозок. Остается нам всем много и хорошо работать, чтобы через несколько лет это стало привычным явлением на наших железных дорогах.

Сегодня ясно, что из 38 немецких «птичек» до Новосибирска ни одна не доедет, но в этом году на заводе «Уральские локомотивы» уже начали выпускать тестовые модели схожих поездов на основе технологий Siemens. Так что когда «Ласточки» появятся в нашем городе, они будут уже российские. По крайней мере, надежда есть.

Время или деньги?
Тестовую поездку из Барнаула в Новосибирск «Ласточка» преодолела за 3 часа 20 минут, но и то с многочисленными остановками, которые в обычном графике не предусмотрены. В тот же Барнаул сегодня можно доехать за 5,5 часа на обычном поезде или за 4,5 часа — на автобусах, которые отправляются с автовокзала каждый час, а то и чаще. Как минимум два часа для деловых людей или тех, кому необходимо быстро решить вопросы в другом городе и вечером вернуться домой, — бесценная экономия. И люди готовы платить именно за это, а не только за комфорт и безопасность.

Впрочем, не все так однозначно. История скоростного пригородного сообщения в нашем регионе насчитывает более десяти лет — весной и летом 2003 года ускоренные электропоезда, по совпадению также носившие имя «Ласточка», были запущены до Омска, Томска, Кемерова и Новокузнецка. Поначалу они ходили практически каждый день, и на том же омском направлении экономия времени составляла почти три часа, а купить билеты можно было только «сильно заранее», в чем довелось убедиться на собственном опыте.

Но постепенно все начало сходить на нет: кузбасское направление закрыли, в Омск и Томск «Ласточки» ходят, но не чаще трех раз в неделю. В 2010-м из-за нерентабельности был отменен ускоренный поезд Барнаул — Новосибирск, представлявший собой четыре обычных, правда комфортабельных внутри, пассажирских вагона. Он просто не останавливался на всех полустанках, отчего только на перегоне от Черепаново до Новосибирска «выигрывал» больше часа у обычной электрички. Спрос на этот поезд был всегда, но и его признали нерентабельным. Так что, если «Ласточка» у нас появится, неизвестно, будет ли она стоить той экономии времени, которую дает скоростная электричка.

Словом, кратковременный полет «Ласточки», помимо эстетического удовольствия от увиденного, оставил после себя также много вопросов. Будем надеяться, что скоро мы получим на них ответы.

Фотографии статьи
Следующего визита «Ласточки» новосибирцам придется подождать минимум пару лет. Фото Виталия ЗЛОДЕЕВА