USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Ударим по бездорожью инвентаризацией и hi-tech

Виталий ЗЛОДЕЕВ
Ямочный ремонт ведется с превышением плана по срокам работ. Фото с сайта fotki.ykt.ru
Ямочный ремонт ведется с превышением плана по срокам работ. Фото с сайта fotki.ykt.ru

Помимо строительства и ремонта дорог, в Новосибирской области в разгаре инвентаризация бесхозных автотрасс — впервые за последние 15 лет

Лето — разгар дорожного сезона, когда новости и информационные поводы по этой теме поступают почти каждый день. Ремонт, новое строительство, очередная областная «перепись» дорог, новшества в законодательстве — об этом и многом другом рассказал начальник территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области (ТУАД НСО) Константин ГРОМЕНКО.

Нужная дорога без хозяина не останется
Из тысяч километров муниципальных дорог, третьих по значимости после федеральных и территориальных, которыми буквально опутан весь регион, очень многие строились в советские времена, что называется, «по нужде». Их прокладывали промышленные и сельскохозяйственные предприятия, которым они были нужны, сетью дорог с «большой землей» связывались санатории, базы отдыха, детские оздоровительные лагеря, садовые общества. Некоторые направления накатывали рыбаки и охотники к традиционным местам своих любимых забав. За редкими исключениями эти дороги так и не стали основными, скорее выполняли роль дублеров или короткого пути. В 90-х годах прошлого века всю дорожную сеть области решили систематизировать. Только в 1998 году на баланс было принято около 6 000 километров бесхозных дорог. Столь массовой инвентаризации с тех пор не было, да она и не требовалась.

— Сегодня бесхозные дороги есть практически во всех муниципальных районах области, — отмечает Константин Громенко, — но их общая протяженность не так велика — не более 300 километров. Оформление их в собственность чаще всего упирается в два момента: либо дорога объективно не нужна району, либо есть нерешенные вопросы по разграничению собственности земель, по которым они пролегают. В любом случае работа сейчас проводится, но главное решение за местными властями. Если возьмут на баланс, то будут содержать и ухаживать. Если нет, то дорогу можно рекультивировать, что происходит, к примеру, когда с карты области официально исчезает какая-то заброшенная деревня.

Непроездных нет
Но в области немало и основных дорог, которые нередко вызывают нарекания от автомобилистов. Поэтому те полтора миллиона квадратных метров ямочного ремонта, которые произведут на территориальной сети до конца этого года, ситуацию, несомненно, улучшат, хотя, как сказал Константин Геннадьевич, откровенно непроездных дорог в регионе нет. Примерно в 60 процентах сельских районов вся внутренняя сеть дорог доступна в круглогодичном режиме, на остальных территориях могут возникать проблемы, но локальные и довольно быстро устранимые.

— Сейчас по ямочному ремонту мы идем с превышением плана по срокам работ, — подчеркнул Громенко, — и прежде всего по форс-мажорным обстоятельствам. Из-за погодных условий весной многие дороги на востоке области пострадали из-за пучинистости грунтов. Поэтому мы ускорили сроки, к тому же с этого года именно сельские дороги получили серьезную подпитку — часть акцизов (порядка миллиарда рублей в год), ранее поступавших в территориальный дорожный фонд, теперь идут во вновь созданный муниципальный фонд. Плюс еще примерно миллиард выделяется из областного бюджета. Изменения в лучшую сторону по сельским дорогам происходят с каждым годом, и если фонд и дальше будет существовать хотя бы в таких объемах финансирования, то результат через несколько лет станет очевидным всем.

Проблема пучинистости грунтов, на которую так любят ссылаться дорожники, на самом деле никакая не отговорка. В области сейчас 2 800 километров грунтовых дорог, многие из которых строились когда-то с грубейшими нарушениями технологий, хотя, возможно, тогда подобное было в порядке вещей. Это и некачественные грунты, и отсутствие насыпей, что препятствует скорейшему уходу воды с поверхности дороги. Понятно, что кардинально и быстро решить проблему невозможно, никаких денег не хватит, поэтому ремонт и содержание являются ответственнейшими моментами для функционирования этих дорог.

«Письма счастья» за перегруз
Но не только старые ошибки влияют на качество наших дорог, их настоящим бичом стали большегрузы, нередко везущие «сколько влезет», а не сколько положено по инструкции. По самым скромным оценкам специалистов ТУАД, ежегодный урон региональным дорогам от тяжеловесного транспорта составляет около миллиарда рублей, а вероятнее, и больше. В связи с этим власти большую надежду возлагают на масштабную установку модифицированных комплексов, состоящих из динамических весов, вмонтированных в дорожное полотно, и видеокамеры над дорогой. Недавно пятый подобный комплекс в рабочем режиме начал действовать в Ордынском, также они установлены возле Плотниково (Ленинск-Кузнецкое направление), в Карасуке, Колывани и на Советском шоссе. По расчетам специалистов СГУПС, оказывающих услуги по моделированию различных дорожных ситуаций, для полного покрытия сети дорог области необходимо 32 динамических комплекса. Пока все упирается в деньги и несовершенство законодательства, но Константин Громенко убежден, что ситуация вскоре изменится.

— Один комплекс стоит 13 — 18 миллионов рублей, в зависимости от ширины дороги. Окупаются они за несколько месяцев, — отмечает руководитель ТУАД. — Только ордынский комплекс за три недели работы окупил себя на три миллиона рублей. Но вопрос даже не в том, чтобы собирать таким образом деньги, тут важнее психологический момент: грузить действительно стали меньше, хотя нарушений еще хватает.

Даже с пятью комплексами наш регион — один из лидеров в России: практика эта достаточно новая. Отсюда и несовершенство законодательства: результаты взвешивания и фотофакт не являются основанием для наложения штрафа. Другое дело, что вся информация тут же поступает сотрудникам ГИБДД, которые, подключив мобильный пункт весового контроля, могут остановить нарушителя и оформить все по закону. Затратно, неудобно, да и людей на всю область не хватит, но с 1 января 2015 года все изменится. И прежде всего — законодательство.

— Это уже практически решенный вопрос, — подтвердил Громенко, — с нового года те, кто перегрузил машину, будут получать точно такие же «письма счастья», которые сейчас приходят нарушителям скоростного режима. Тогда и нам станет легче просить выделения средств из бюджета для расширения сети динамических комплексов.

Высокие технологии — не значит дорогие
Динамические комплексы — это фактически hi-tech: высокие технологии в действии. Когда о новшествах в какой-либо области заходит речь, всегда находятся недовольные, которым жалко денег на прогресс. Но далеко не всегда высокотехнологичное столь же высоко по цене. О динамических комплексах мы уже говорили, комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД, судя по статистике, окупают себя с космической скоростью. Очень многое из того, что есть на дорогах области, обошлось бюджету в копейки, а помощь приносит реальную. Взять те же метеостанции, которые зимой моментально реагируют на изменения погоды и позволяют оперативно отправить на участок технику, чтобы не допустить обледенения или заноса дороги. По словам Константина Громенко, вся дорожная техника в подрядных организациях области была оснащена системами ГЛОНАСС бесплатно:

— Да, мы понудили подрядчиков оснастить технику маячками, что в их же интересах, а на программное обеспечение и оснащение центра контроля бюджет потратил всего 400 тысяч рублей. Для реально работающего проекта областного масштаба это просто мелочи.

Хотя все мы знаем, что в таком сложном деле, как дороги, мелочей не бывает. Даже растущий на обочине кустарник может стать причиной перемета зимой или медленного испарения воды с проезжей части летом. Вырубками дорожники тоже занимаются, а не только ремонтом и строительством, которое, кстати, несмотря на все объективные финансовые трудности, будет продолжаться. Как на главных дорогах, так и на второстепенных, всегда имеющих шанс стать главными.

ФАКТ
С учреждением муниципального дорожного фонда финансирование работ в районах области возросло в разы. Если до этого в среднем на район выделялось 10 — 15 миллионов рублей на ремонт и строительство муниципальных дорог, то теперь территории вправе распоряжаться бюджетом до 70 — 80 миллионов рублей.

ЦИФРА
По итогам текущего дорожно-строительного сезона в Новосибирской области добавится населенных пунктов, к которым есть дороги с твердым покрытием, — их станет на шесть больше.