Сентябрь близится, и школы начеку
В регионе есть потребность в строительстве новых школ, и в ряде муниципальных образований они уже возводятся
Предпосылок к тому, что какие-то общеобразовательные учреждения не успеют подготовиться к 1 сентября, нет, заявил Владимир Никонов, врио министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, на встрече с журналистами.
Ремонтные мероприятия, как всегда, являются наиболее капиталоемкими и трудозатратными. Хотя возможности региональных бюджетов, в том числе новосибирской областной казны, ограничены, сконцентрировать ресурсы удалось: общий объем мобилизованных средств достигает миллиарда рублей. По словам Владимира Никонова, этого вполне достаточно. Тем более что в прошлые годы финансирование из федеральных источников шло более интенсивно, и многие крупные проблемы были решены.
За парты — в урочное время
Насколько это реально — перевести школы области на режим работы в первую смену, если по статистике во вторую смену учатся около сорока тысяч детей? Чтобы дать ребятишкам возможность проходить курс наук в более удобное, максимально благоприятное для потребления интеллектуальной пищи время, не пора ли подумать о строительстве дополнительных школ?
По мнению Владимира Никонова, для решения проблемы возможен еще один, альтернативный вариант — эффективное использование классных помещений, которые есть во многих школах, но функционируют лишь по нескольку часов в день.
Как бы то ни было, вопрос о строительстве новых школ в ближайшие годы может встать очень остро. Демографическая волна идет на подъем, число детей, занимающих места за партами, ощутимо превышает количество выпускников, покидающих школьный порог. По прогнозам специалистов, лет через пять ряды школьников увеличатся на 50 тысяч, и эту тенденцию нельзя оставить без внимания. Врио министра отметил, что федеральный центр запрашивает у региона информацию, позволяющую оценить масштабы проблемы, по мере надобности вопрос о строительстве учебных заведений будет рассматриваться.
Сейчас в Новосибирской области «подрастают» три школы — в поселке Горном, в селах Дубровино и Новолуговом. Работы на стройплощадках идут по плану.
Мыслить в инженерном ключе, говорить по-русски
Специализированные классы по физике, математике и естественно-научным дисциплинам уже зарекомендовали себя как успешный проект, дающий возможность одаренным ребятишкам получать качественную подготовку. Судить о его результатах можно и по итогам ЕГЭ, и по отзывам экспертов, считающих, что уровень подготовки абитуриентов заметно вырос.
Напомним: в прошлом году к уже имеющимся решено было добавить 15 инженерных классов, а в предстоящем учебном году число таких классов увеличится до пятидесяти. Конкурсные процедуры завершены, подходящие школы выбраны, причем речь идет не только о городских, но и районных учебных заведениях.
Ученики спецклассов будут знакомиться с инженерной деятельностью и реализовывать проекты в так называемом детском технопарке. Для создания этого уникального центра технического творчества, оснащенного современным оборудованием, отведен этаж во второй башне Технопарка новосибирского Академгородка. Открытие центра состоится в октябре 2014 года.
Новый закон Российской Федерации об образовании предусматривает создание региональных инновационных площадок, которые получат интенсивное финансирование. В областное министерство уже поступило 188 заявок от школ, реализующих проекты новой волны, нацеленные на развитие у детей навыков действовать в команде, творчески самовыражаться.
— В прошлом году одна из школ Ленинского района Новосибирска продемонстрировала очень интересный опыт специальной работы с детьми мигрантов, — привел пример Владимир Никонов. — В школе организованы занятия с семьями по усиленному изучению русского языка. Эти уроки помогут ребятишкам научиться мыслить на русском языке и успешно осваивать образовательную программу. Чтобы организовать занятия, потребуются дополнительные расходы, но это крайне нужный, полезный проект, реально влияющий на качество работы школы и помогающий выстраивать взаимоотношения различных категорий граждан.
Среди ключевых новаций — внедрение в детских дошкольных учреждениях государственного стандарта, принятого в прошлом году. Предполагается, что процесс перехода на новый стандарт воспитания будет поэтапным: в 2014 году в пилотном режиме к работе подключатся 114 детских садов, а в 2016 году к ним присоединятся все дошкольные образовательные организации региона.
Учебники, планшеты, тетради… За чей счет?
Накануне прошлогодних первосентябрьских торжеств ситуация с учебниками стояла чрезвычайно остро, но, вопреки пессимистическим прогнозам, каждый школьник свой комплект учебников все-таки получил.
В 2014 году процесс пойдет более предсказуемо: все необходимые средства для обновления фонда учебников предусмотрены в нормативе подушевого финансирования. Тем не менее с 8 до 15 августа минобразования региона проведет кустовые совещания с районами и рассмотрит детально, как складывается ситуация на местах.
Если с учебниками все более-менее ясно, то вопросы, касающиеся приобретения рабочих тетрадей, контурных карт и других вспомогательных пособий, по-прежнему не теряют актуальности. Мамы и папы звонят в редакцию, объясняют, что вынуждены тратить из семейных бюджетов круглые суммы, и спрашивают, правомерно ли поступают школы, перекладывая часть затрат на родителей.
— Если мы будем читать нормативные акты внимательно, то увидим, что школы должны быть обеспечены учебниками и методической литературой на условиях многократного применения, — пояснил Владимир Никонов. — Что такое рабочая тетрадь? Ученик отработал материал, выполнил задания, а потом эту тетрадь выбросил. Применить использованное пособие во второй раз не получится. Конечно, поднимая вопрос о тетрадях, можно пойти еще дальше и потребовать, чтобы ребенку купили ручку, карандаш, планшет — все необходимое для учебы. Однако государство выполняет определенный стандарт обеспеченности образовательного процесса, и перекладывать на школу полностью все расходы, связанные с обучением ребенка, нельзя.
Врио министра подчеркнул, что было бы правильнее поручать сбор денег на тетради не учителям, а родительскому комитету, ведь принимать в кассу какие-либо средства от родителей администрация школы не имеет права (за исключением оплаты дополнительных услуг).
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир НИКОНОВ, врио министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области:
— Появление детского омбудсмена в регионе — одна из необходимых мер, позволяющих урегулировать взаимоотношения родителей и руководства школ. Проблема эта не вчера родилась, на стыке семьи и школы всегда искрило, а в последние годы возникало достаточно много оснований для трений.
Родители не всегда понимают правила и возможности школ. Иногда и с учителями случается такая болезнь, которую мы называем профессиональное высокомерие — убеждение со стороны педагога, что он-то уж точно знает, как нужно воспитывать ребенка. Такие конфликты — тема для постоянной сосредоточенной работы, поэтому все настойчивей реализуются требования превратить школу в общественно-государственный институт. В дела управления школ все больше вовлекаются родители, и там, где это происходит, атмосфера становится лучше.
ФАКТ
Ремонтные работы проводятся в 879 общеобразовательных организациях, 570 детских садах и 74 учреждениях дополнительного образования Новосибирской области