USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Лес становится «невыездным»

Виталий ЗЛОДЕЕВ
Фото Михаила ПЕРМИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА

Маслянинский район занимает лидирующее положение в Новосибирской области по объему переработки заготавливаемой древесины на собственной территории

Жители лесных районов встречающиеся на дорогах машины, груженные лесом-кругляком, воспринимают с привычным спокойствием: мол, все нормально, работа идет, люди делом заняты. На самом деле — не лучшая ситуация, когда то, что добывается на местах, перерабатывается и доводится до готового продукта в Новосибирске и его окрестностях. Понятно, что глобально ни один сельский район не способен тягаться с мегаполисом по производственным мощностям и кадровому ресурсу, но конкретный опыт показывает, что если задаться целью, то и на местах можно неплохо жить и развиваться.

Кластер по-маслянински
Несколько лет назад областная власть поставила перед лесной отраслью региона задачу, на тот момент казавшуюся нереальной, — добиться максимальной и глубокой переработки древесины на территории района, где она заготовлена. «Нереальность» заключалась в том, что требовались не просто финансовые вложения, нужна была ментальная перестройка сознания. Зачем арендатору, привыкшему гнать кругляк на «экспорт» в Новосибирск, Алтай или Китай, заморачиваться на лишние расходы? Да и база сохранилась далеко не везде — мощные в советские времена леспромхозы развалились практически повсеместно. Но постепенно начала появляться прогрессивная прослойка лесозаготовителей, не только понимающих, что переработка и последующая продажа готовой продукции — выгоднее, но и предпринимающих конкретные шаги в этом направлении. В масштабах области до выполнения задачи мы еще далеки, но в отдельных районах уже есть чем гордиться.

Маслянинскому району в этом плане повезло: оставленные в тяжелые времена мощности местного леспромхоза не распродали и не растащили, а передали в крепкие руки хозяйственников, благодаря которым в районе сложился настоящий кластер лесопереработки, где помимо трех крупных профильных предприятий развивается и малый сектор бизнеса. Сегодня уже около 95 процентов местного круглого леса никуда не вывозится, и в районе не сомневаются, что вскоре эта цифра достигнет максимума.

А березку не узнать…
Маслянинские леса принято считать почти таежными, ценными, с преобладанием хвойных пород. Но и береза никуда из местного ландшафта не делась: этим быстро возобновляемым ресурсом район обеспечен на сотни лет вперед. Глубокой переработкой березы занимается ООО «Деловой альянс», история которого насчитывает четверть века.

— Мы единственное предприятие лесопереработки в районе, которое нельзя назвать возродившимся или вновь созданным. Как образовались в перестроечные времена, так до сих пор и работаем, — говорит директор Виктор Генш. — Даже ассортимент выпускаемой продукции не меняли в угоду рыночным веяниям.

Выпускает «Деловой альянс» многослойную фанеру востребованного формата «половинка», которая пользуется большим спросом как у торговых предприятий, так и у мебельщиков. Только малая часть березы, выходящая за формат, идет на дрова населению.

Привезенное из леса дерево сутки размачивают в воде, потом распаривают и начинают остругивать, как карандаш. Получающиеся тонкие волнистые слои потом прессуют — получается лист фанеры. То, что нельзя использовать на производстве, идет как сырье в собственную котельную — безотходное производство.

Есть на предприятии, где заняты 110 человек, и собственный цех по производству пиломатериалов из хвойных пород, но основной была, есть и будет береза.

Примут любой заказ
ООО «Маслянинский деревообрабатывающий комбинат» (ДОК) — по сути новое предприятие под старым названием: прежние владельцы решили заняться другим бизнесом, а новые у руля только два месяца. Но было главное: хорошее оборудование (как говорят специалисты, нынче такого не производят) и люди, которые после вынужденного простоя с удовольствием вернулись на знакомые рабочие места.

Помимо все тех же стройматериалов, так называемого погонажа, ДОК занимается и эксклюзивными вещами — делает окна и двери. И хотя не все производится по конкретным заказам, но и сама по себе продукция предприятия даже близко не ширпотреб.

— Окна из дерева, несмотря на более высокую цену, знатоками ценятся выше пластиковых, — говорит директор по производству Сергей Давыдов. — В принципе, мы можем сделать любой заказ: квалификация коллектива и оборудование это позволяют.

В предыдущем материале о лесной отрасли Маслянинского района мы писали о предприятии «СибБиоРесурс», реализующем проект по переводу котельных на биотопливо из отходов производства. В принципе, это также одно из крупнейших предприятий лесопереработки района, один из трех «китов», создающих рабочие места и пополняющих бюджеты разных уровней. В том же селе Чудиново, где расположено производство, на самой таежной грани с Алтайским краем, практически все трудоспособное население занято переработкой древесины. Рассказывать, как это важно в сельской местности, лишний раз не стоит.

ФАКТ
Удельный вес продукции предприятий лесной отрасли в экономике Маслянинского района составляет 25 процентов. На предприятиях трудятся более 700 человек, которые ежегодно заготавливают и перерабатывают около 150 тысяч кубометров древесины.

ЦИФРА
Новосибирская область входит в число 15 регионов РФ с самым низким уровнем безработицы, который составляет 4 процента. Это меньше
как общероссийского показателя (5 %), так и среднего показателя по Сибирскому федеральному округу (6,7 %)

Фотографии статьи
Фото Михаила ПЕРМИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА