Анамнез «непобеды»
Муниципальный фильтр должен сократить «обилие партийного продукта» на выборах
Остается неделя до 18:00 30 июля, когда кандидаты в губернаторы должны сдать в избирательную комиссию Новосибирской области пакет документов для регистрации. В него входят и так называемые листы поддержки с нотариально заверенными подписями избранных глав муниципальных образований и местных депутатов.
Такой механизм муниципального фильтра впервые используется на выборах губернатора Новосибирской области. Смысл этой законодательной новации в том, чтобы выдвигаемый партией кандидат заручился поддержкой авторитетных людей, которым власть уже доверена местными жителями. Прошло два года, как Госдума приняла эту поправку, а споры о ее целесообразности возникают всякий раз, как только кандидат — это, как правило, выдвиженец оппозиции — сталкивается с проблемой получения необходимых подписей.
Фильтр или шлагбаум
Напомним, на финишную прямую избирательного процесса вышли пять кандидатов: исполняющий обязанности губернатора Владимир Городецкий («Единая Россия»), депутат Госдумы РФ Дмитрий Савельев (ЛДПР), вице-мэр Новосибирска Иван Стариков («Гражданская инициатива»), депутаты Заксобрания НСО Анатолий Кубанов («Справедливая Россия») и Вячеслав Смагин («Мир и единство»).
Уже сегодня, оценивая поле борьбы претендентов на пост главы региона, можно предположить, что получение удостоверения зарегистрированного кандидата реально лишь для представителей парламентских партий. Эта гипотеза по факту поддерживается уже всеми, но мнения о природе ее возникновения разные.
Так, участвующий в выборах вице-мэр Новосибирска Иван Стариков заявляет, что депутаты районного уровня отдадут подписи за выдвиженцев парламентских партий. Если таких районов будет девять и более, преодоление фильтра другими кандидатами в губернаторы станет физически невозможным, считает Стариков: депутатов не хватит, так как один из них может поддержать только одного кандидата.
Тем не менее Иван Стариков собирает подписи и жалуется, что, по его мнению, на депутатов оказывают давление. Они якобы готовы поддержать его, но ссылаются на «указание ни одной подписи за меня не ставить», утверждает он. Однако немногим позже в другой аудитории он говорит, что его поддержали подписями не только беспартийные депутаты, но и представители «Единой России», КПРФ.
Теоретически и практически
Но настолько ли страшен муниципальный фильтр, как о нем говорят представители непарламентских партий? По данным избирательной комиссии Новосибирской области, в регионе 5 473 депутата и 456 глав муниципальных образований. Всего в их числе 3 408 представителей «Единой России», 305 — КПРФ, 126 — «Справедливой России», 57 — ЛДПР, 2 033 — шли как независимые кандидаты.
По мнению секретаря облизбиркома Сергея Лебедева, такая статистика доказывает, что проблем с прохождением муниципального фильтра возникнуть не должно, потенциального числа подписей хватает как минимум на 10 кандидатов. Кандидаты от парламентских партий, деятельность которых давно и хорошо известна однопартийцам, естественно, могут рассчитывать на поддержку голосами.
Что касается остальных партий, то муниципальный фильтр они успешно проходят при условии активной политической деятельности. У нас в области, по свидетельству Сергея Лебедева, кроме четырех парламентских, ни одна другая партия за последний год своих кандидатов на муниципальных выборах не выдвигала.
Стать нужной для людей
Откуда к нам пришла идея фильтра? Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов забили тревогу, когда стало ясно, что «обилие партийного продукта чрезвычайно плохо скажется на процессе выборов». «Эта портянка (бюллетень) не будет пролезать в ящики для голосования, а уж сканеры их считывать точно не будут, если порядка 70 партий зарегистрируются и будут принимать участие в выборах».
После обсуждений этого факта наша мобильная избирательная система в очередной раз предоставила возможность приобрести опыт решения возникшей проблемы. По мнению политологов, муниципальный фильтр «весьма полезная штука», потому что она может отсеивать таких кандидатов, как Сергей Паук Троицкий.
Партия должна работать на усиление своих позиций среди избирателей, стать для людей нужной. Иначе обильный партийный продукт станет просто лотереей для избирателя со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В сложившейся ситуации, когда кандидаты жалуются на недостаток собственной мощи и силу административного ресурса, секретарь генерального совета «Единой России», вице-спикер Госдумы Сергей Неверов заявил, что партия предоставит муниципальным депутатам право самим решать, в поддержку какого кандидата на губернаторских выборах ставить свою подпись. Он подчеркнул, что «Единая Россия» исходит из того, что выборы должны быть действительно конкурентными и открытыми.
— Вообще, пора бы партиям осознать, что для возможности обходиться своими силами надо работать и участвовать в выборах муниципального уровня, — добавил Неверов.
АКЦЕНТ
Ольга ЛЕСНЕВСКАЯ, гражданский активист и член демократических партий с 1991 года:
— Предвыборные дни всегда отличаются обострением борьбы кандидатов. В ход идет все, в том числе и критика самой системы выборов. Поскольку в области впервые применяется муниципальный фильтр, необходимый для регистрации кандидата, то этот этап остается в зоне особого внимания.
Мне не представляется убедительным с точки зрения совершенствования избирательного законодательства позиция КПРФ и постановление областной организации о запрете муниципальным депутатам, получившим свой мандат при поддержке партии, ставить свои подписи за сторонних кандидатов. Не отказались же они от поддержки «объединенной оппозиции» на апрельских выборах.
Во всяком случае можно было бы допустить индивидуальный подход к принятию решения. Дисциплина дисциплиной, но есть же и здравый смысл: создание оптимальных условий для политической конкуренции. Это, на мой взгляд, важно, потому что, как это ни банально звучит, существует понятие легитимности — полноценного доверия избирателей, стимулирующее эффективность работы будущего избранника.
Именно поэтому год назад в Московской области и в Москве на выборах губернатора и мэра «Единая Россия» декларировала свою помощь оппозиционным Геннадию Гудкову и Алексею Навальному. И что? Разве стали они лидерами? Решение приняли избиратели. Думаю, что наши избиратели тоже обладают достаточным опытом и им следует доверять.
При комплексной оценке потенциала претендентов на высшие посты становится очевидным, что на «кадровой скамейке» совсем не тесно. Это демонстрирует и список участников предстоящих выборов губернатора Новосибирской области.
Даже такая партия, как КПРФ, не выдвинула своего кандидата. Я просто не вижу в их рядах фигуры, которую можно поставить рядом с Городецким, чей опыт во власти безотносительно к его партийности нельзя недооценивать.
Кандидаты других парламентских партий — вполне состоявшиеся политики своего уровня компетенции. Самый известный из кандидатов, называющих себя оппозиционными, Стариков имеет большой опыт участия в избирательных кампаниях регионального уровня, но, как правило, с результатом «непобеды». От очередной неудачи его, возможно, как раз и убережет пресловутый муниципальный фильтр. Хотя это неправильно, что техническая процедура может быть главным инструментом политических манипуляций, в том числе и со стороны Старикова.
МНЕНИЯ
Анатолий КУБАНОВ, кандидат в губернаторы от «Справедливой России»:
— Муниципальный фильтр — очень серьезная процедура, и к ее прохождению нужно готовиться заблаговременно. Если бы мы в свое время не подошли так тщательно к вопросу участия в сельских выборах, у нас не было бы сейчас такого хорошего депутатского корпуса в сельских муниципалитетах. Мы не пропускали даже маленькие кампании на уровне сел и деревень, старались находить там сподвижников и выдвигать их. Зато сейчас это избавило нас от необходимости обращаться к администрации с просьбой помочь собрать подписи.
Несистемная оппозиция предпочитает строить свою избирательную кампанию на конфликтных сюжетах. Понимая, что муниципальный фильтр для них неразрешимый вопрос, они используют эту тему как основное препятствие для «демократических» выборов. Хотя реально проблема фильтра только отражает их главную проблему — нежелание вести системную политическую работу с избирателями.
Владислав САВЕЛЬЕВ, кандидат в губернаторы от ЛДПР:
— Политика нашей партии такова, что мы движемся строго в рамках установленного законодательства. Если есть требование пройти муниципальный фильтр, мы будем работать над этим. Я первым подал в избирком уведомительные документы на участие в выборах и сразу начал собирать подписи.
Трудности были в основном технического характера и связаны с нотариальным заверением подписей. Депутаты от ЛДПР, безусловно, меня поддержали, дополняли пакет «листов поддержки» самовыдвиженцы. Многие хотели дать шанс на выборах кандидату от ЛДПР.
Валерий ИЛЬЕНКО, секретарь регионального отделения «Единой России»:
— У нашего кандидата не возникало никаких проблем. Более того, если мы должны собрать 297 подписей плюс пять процентов на случай выбраковки, как предусмотрено законом, они у нас уже есть. Если кто-то из единороссов поддержит кандидатов от малых партий, «расстреливать» за это никто не будет.
Но все-таки мы исходим из того, что у нас есть партийная дисциплина и устав, поэтому будем максимально работать на кандидата от партии «Единая Россия». Во всяком случае заявления Ивана Старикова о том, что большая часть собранных им листов поддержки дала «Единая Россия», подвергаю большим сомнениям.
Чтобы пройти муниципальный фильтр, необходимо быть узнаваемым и пользоваться авторитетом среди муниципальных депутатов, а лучше вести личный диалог при сборе подписей. Насколько я знаю, такого багажа у Старикова нет.
Владимир КАРПОВ, фракция КПРФ:
— Отсутствие нашего кандидата не означает, что мы не участвуем в этих выборах. Только у КПРФ есть ресурс, позволяющий контролировать ход выборов, обеспечить их чистоту и честность.
ФАКТ
Коллегия выборщиков США — это 538 представителей штатов, которые в конечном счете решают, кому быть президентом страны