USD 101.9146 EUR 105.0464
 

Новая эра после застоя

Наталья НАШТАЛОВА
Учреждения среднего профессионального образования оснащены самым современным оборудованием. Фото Аркадия УВАРОВА
Учреждения среднего профессионального образования оснащены самым современным оборудованием. Фото Аркадия УВАРОВА

Техникумы и колледжи региона ощущают наплыв абитуриентов, которые пришли выучиться профессии, а не скоротать время

Последние новости из мира IT-индустрии радуют новосибирца Геннадия Попова, выпускника одной из школ и абитуриента Новосибирского техникума электроники и вычислительной техники. Парень следит за новостями рынка труда и в курсе, что на предприятиях этой отрасли сейчас нужны не те, у кого имеется диплом о высшем образовании, а выпускники техникумов и других учебных заведений среднего звена. Встретят, приветят, всему научат...

Случайность или тенденция? Выпускники школ Новосибирской области действительно стали чаще сознательно поступать не в вузы, а в профессиональные училища и техникумы, комментирует Игорь Шмидт, исполняющий обязанности министра труда, занятости и трудовых ресурсов нашего региона. Об этом говорит самая свежая статистика министерства. Парни и девушки хотят иметь востребованную на рынке труда специальность и «железное» место работы, а не просто «какой-нибудь» диплом и туманные перспективы в борьбе за место под солнцем.

Совсем другое дело
Поводом собрать и проанализировать статистику деятельности техникумов и колледжей стал тот факт, что в этом году в учреждениях сферы профобразования области состоялся первый выпуск ребят, которые почти весь курс обучения проучились в новых условиях, в отремонтированных корпусах, новых лабораториях. Именно они в полной мере ощутили результаты реализации программы модернизации сферы профобразования.

Напомним, программа эта была запущена в 2011 году. Тогда в модернизацию всей системы стали вкладывать невиданные доселе ресурсы, миллионы рублей. Выражаясь метафорично, после полнейшего застоя началась новая эра профобразования и массовая квалифицированная подготовка специалистов рабочих профессий. В техникумах и колледжах открыли около 40 новых специальностей. Ребята, которые получают их, нужны не абы кому, а вполне конкретным производствам.

— Раньше выпускников одиннадцатых классов, — комментирует Игорь Шмидт, — было невозможно уговорить учиться в техникуме. Их отношение к среднему образованию было уничижительным. Сейчас — совсем другое дело.

Сегодня учреждения сферы профобразования не то что не сидят и не ждут, пока к ним придут учиться, — у них теперь есть возможность выбора. Во многих колледжах и техникумах сейчас приличный конкурс — до 3,5 человека на место.

Повышенный разряд
Больше людей — больше, скажем так, гениев на душу населения. Разумеется, с началом реформы качественный состав выпускников техникумов и колледжей также изменился. Сейчас около 40 процентов ребят при выпуске имеют повышенный разряд. Такого, говорит Игорь Шмидт, еще никогда не было.

Цифры и факты не могут не радовать. К примеру, в железнодорожном училище № 10 имени Лунина почти все выпускники этого года имеют повышенный разряд. В Кочковском межрайонном аграрном лицее — более 70 процентов выпускников. Примерно та же ситуация в некоторых учреждениях профобразования Ордынского и Татарского районов.

Пошли в сферу профобразования не только те, кто хочет учиться, но и те, кто хочет учить. Причины ясны — и платить стали лучше (по словам Игоря Шмидта, оплата труда работников сферы профессионального образования за последние несколько лет увеличилась более чем в два раза и сейчас составляет свыше 30 тысяч рублей), и условия труда изменились к лучшему. Одно дело — учить будущих асов-технарей на допотопном станке, другое — на новейшей технике, которая есть даже не на каждом производстве. Разница очевидна.

КОММЕНТАРИЙ
Елена САРТАКОВА, директор Новосибирского химико-технологического техникума:
— Конечно, мы наблюдаем перемены в качестве абитуриентов, которые приходят к нам учиться. Все чаще видим в их рядах отличников и отличниц. Выбор ребят пойти получать рабочую специальность стал более осознанным, они серьезно задумываются о своем будущем, где и кем они будут работать. Выбор стал более прицельным, девушки и молодые люди с первых дней учебы выбирают какую-то конкретную специальность, они видят себя в ней и верят в свою будущую профессию.