USD 101.9146 EUR 105.0464
 

Легко и сложно

Виталий МАСЛЮК

Студентка Новосибирского государственного университета Даяна СЫРЛЫБАЕВА в этом году стала одним из членов жюри Международной Менделеевской олимпиады школьников по химии — самого престижного соревнования, которое проводится среди учащихся ряда стран СНГ, Балтии и Юго-Восточной Европы. При этом девушка является автором задач по этому предмету, которые частенько попадают на разные интеллектуальные соревнования. Корреспонденту «Советской Сибири» она рассказала обо всех тонкостях создания химической головоломки.

Со школьной скамьи
— Даяна, когда вы начали заниматься этим необычным для большинства людей делом?

— Первые задачи я написала четыре года назад, когда училась в 11-м классе. У меня в школе был хороший друг, который участвовал в олимпиадах различного уровня. Мы составляли друг для друга задачи для тренировки. И первые пошли именно туда.

— Сколько в вашей интеллектуальной копилке на сегодняшний день готовых к решению задач?

— На сегодняшний день есть семь задач, которые были опубликованы на различных олимпиадах. Еще столько же опубликованы без указания авторства. И еще пять ждут своего часа. В основном я отправляю их на различные олимпиады по химии. На сегодняшний день это Менделеевская, Всесибирская, студенческая олимпиады по неорганической химии.

— Участвовали ли вы раньше в международных олимпиадах и какой результат показывали?

— Я начала подготовку к химическим олимпиадам поздно, только в 10-м классе, поступив в химико-биологический класс многопрофильного лицея. Приходилось много работать, чтобы наверстать упущенное время. В одиннадцатом классе я попала на 45-ю Международную Менделеевскую олимпиаду, которая проходила в Москве. Но недостаток опыта и подготовки отразился на результате. Медали я не получила. Но эта олимпиада многое изменила в моей жизни — я стала сама сочинять задачи.

— Что входило в ваши обязанности во время работы в качестве члена жюри на Менделеевской олимпиаде?

— Дежурство на турах, проверка работ, участие в апелляции. Все это мне просто безумно понравилось! Менделеевская олимпиада занимает особое место в моем сердце. Это грандиозное событие, которое объединяет химиков разных стран.

Поймать идею
— Сколько времени уходит на написание одной задачи?

— По-разному — от одного дня до нескольких лет. Для одной задачи я собирала данные с 11-го класса до третьего курса университета. Она одна из моих любимых. Длительность всего процесса зависит от тематики.

— Как рождается идея самой задачи?

— В основном я пишу задачи по темам, которые мне очень близки. Фраза, сказанная преподавателем на лекции или семинаре, может навести на идеи для отдельных пунктов. Иногда идеи приходят при чтении книг или научных статей. Случается, что я посвящаю задачи близким людям и событиям в моей жизни. Например, одна из моих задач была составлена про неорганические красители. Ее я посвятила моей маме. Она известный в Казахстане искусствовед. Одно из направлений ее исследований — изучение жизни и творчества русских художников, работавших в Казахстане в 20 — 40-х годах прошлого столетия. А на первом курсе от радости, что я наконец-то вернулась в Россию, в Новосибирск, на родину моей мамы, я написала задачу про химические свойства рутения, элемента, который был открыт профессором Казанского университета Клаусом и назван в честь России.

— Что обязательно должно присутствовать в задаче?

— Обязательно должно быть сочетание сложных и легких пунктов. Каждая задача должна давать возможность набрать участникам олимпиады хоть какие-то баллы.

— Нет ли опасности повториться, ведь в разное время разными людьми созданы тысячи задач?

— Безусловно, такая опасность есть, поэтому перед отправкой задачи я просматриваю прошлые задания олимпиад, чтобы избежать повторения.

— Насколько сложны ваши задачи?

— Моя цель — сделать задачу сбалансированной, чтобы были пункты разной сложности, и школьники с разной подготовкой смогли получить баллы.

— Как вы определяете для себя, интересная задача получилась или нет?

— Стараюсь посмотреть на свою работу глазами участника олимпиады, определить, что бы я сама подумала, если бы встретила ее в задании.

Немного творчества
— Для вас это хобби или уже работа?

— Хобби, которое превращается в любимую работу. Свободное время я однозначно стараюсь посвятить составлению задач.

— Нужно ли для написания задачи, например, вдохновение?

— Да, конечно. Я ищу вдохновение, занимаясь в библиотеке. Похож ли этот процесс, например, на написание стихотворения писателем, сказать сложно, потому что стихосложением я никогда не занималась.

— Хотели бы вы в будущем, например, издать свои задачи отдельной книгой?

— Честно признаться, это моя цель. Я планирую заняться составлением сборника вплотную после окончания учебы.