В кадре, слове и между строк
В Новосибирске побывал наш знаменитый земляк — кинорежиссер Андрей Звягинцев
По традиции после очередной победы на международном кинофестивале, начиная с «Золотого венецианского льва» в 2003-м и до Канн-2014, наш земляк кинорежиссер Андрей Звягинцев побывал в Новосибирске.
Его новый фильм «Левиафан» выйдет в прокат только в сентябре, поэтому в программе пребывания в родном городе Звягинцев осуществил только авторский показ ленты для очень узкого круга. Кроме того, в кинотеатре «Победа» прошла презентация книги об истории создания его предыдущего шедевра — фильма «Елена», помимо множества других наград, удостоенного в 2011 году специального приза жюри конкурсной программы «Особый взгляд» в Каннах.
Эта презентация, общение со зрителями и состоявшаяся накануне встреча с журналистами в уютном IQ-баре «Победы» вновь погрузили новосибирцев в творческий мир замечательного художника. Настроили на одну с ним волну. Тем более что Андрей Звягинцев за прошедшее триумфальное десятилетие нисколько не заразился звездной болезнью: по-прежнему открыт в общении, искренен в ответах на любые касающиеся творчества вопросы. А о другом его и не спрашивают, потому что желание разобраться в бытийных проблемах, которые он заявляет в своих фильмах, перекрывает все другие темы разговоров.
Его книга включила в себя переписку с британским продюсером Оливером Данги (так как именно он дал первый толчок рождению этой киноистории), сценарий «Елены», три интервью Звягинцева и одно — оператора Михаила Кричмана, данные уже после выхода фильма, и творческий дневник режиссера в период работы над картиной.
По словам Андрея, это были, в общем-то, дневниковые записи «для себя». Когда же с журналисткой Ксенией Голубович они решили сделать книжку, то органичной ее частью стал личный дневник режиссера, из которого, по словам Звягинцева, пришлось выбросить лишь некие эпизоды и некоторые медийные имена. Поэтому записи о работе над эскизами съемочного пространства «Елены» соседствуют здесь, к примеру, с очень-очень трепетным личным впечатлением о новорожденном сыне: «Петя сегодня рано утром так прекрасно улыбнулся мне, что мне даже померещилось, что это что-то осознанное с его стороны. Это на 12-й-то день!» Следующий абзац снова о ней, о «Елене»: «Дошли до 8-го эпизода…»
Читать это безумно интересно: обо всех перипетиях запуска съемок, актерских пробах, становлении команды съемочной группы, творческих муках и радостях процесса сотворения настоящего кино. Потому как за всеми картинками, событиями, эмоциями и размышлениями — Андрей Звягинцев, один из лучших кинорежиссеров современности, художник, ощущающий нравственные болевые точки в первую очередь нынешней России как собственные. Чему и посвящен его новый фильм, который мы увидим в сентябре.