USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Молодой и бодрый патриарх

Татьяна ШИПИЛОВА
Сцена из спектакля «Екатерина Ивановна»
Сцена из спектакля «Екатерина Ивановна»

Сегодня на сцене «Красного факела» спектаклем «Ромео и Джульетта» гастроли в Новосибирске открывает старейший в России драматический театр из Ярославля

Российский академический театр драмы им. Фёдора Волкова ровно месяц назад, что называется, засветился в нашем городе на фестивале «Ново-Сибирский транзит» в статусе почетного гостя. Почетного, но творчески активного: спектакль «Вий» по пьесе современного украинского драматурга Натальи Ворожбит (которая в свою очередь черпала вдохновение у классика) был с успехом показан на малой сцене «Красного факела».

Что покорило в том майском показе новосибирскую публику? Яркость и поразительная ансамблевость игры артистов старшего, среднего и младшего поколений, редкостный комедийный драйв и удивительная, доходящая до публицистического гротеска актуальность постановки. Хотя спектакль был поставлен задолго до украинских событий, все социально-психологические «вершки и корешки» дальнейшей политической фантасмагории предъявлены зрителю в художественной форме как на ладони.

Я даже спросила ярославцев после спектакля, отважились ли бы они сегодня повезти своего «Вия» в Западную Европу? Они засмеялись: «Пожалуй, нет: скажут, что мы во всем происходящем сегодня на Украине и виноваты».

В лидерах
Да, ярославский театр драмы имени Фёдора Волкова по возрасту — патриарх. Но по творческому самочувствию он молод и в авангарде исканий. Сейчас в афише «Первого русского» — имена ведущих российских и европейских режиссеров, смелые остросовременные постановки. Ежегодно театр организует два форума: Международный волковский фестиваль под девизом «Русская драматургия на языках мира», вошедший в пятерку крупнейших театральных форумов страны, и молодежный фестиваль «Будущее театральной России». В 2011 году был дан старт новому проекту: на камерной сцене заработал центр имени Константина Треплева, своеобразная лаборатория, где пульс старейшего театра страны сверяется с дыханием современности. Театр — обладатель множества престижных наград, в том числе четырех Национальных театральных премий «Золотая маска».

Имя художественного руководителя, режиссера Евгения Марчелли хорошо известно не только в России еще по его работам в Омске, Калининграде, Советске. Он неоднократный номинант и лауреат «Золотой маски», в том числе «За разнообразие творческих поисков в сезоне» (2006 год). В афише гастролей три его постановки. Это спектакль «Екатерина Ивановна» по пьесе Леонида Андреева, премьера которого четыре года назад буквально взорвала российский театр и принесла исполнительнице главной роли Анастасии Светловой спецпремию жюри «Золотой маски» с формулировкой «За предельность сценического существования». В Новосибирске он будет показан 26 июня. Следующие два дня на малой сцене «Красного факела» зрители увидят еще один, номинировавшийся нынче на «Маску» спектакль Марчелли — «Дом Бернарды Альбы» по пьесе Лорки. И 28 июня на малой же сцене новосибирцы, как сказано в анонсе, имеют возможность познакомиться с брутальным юмором Евгения Марчелли и каскадом актерских импровизаций темпераментного дуэта Анастасии Светловой и Валерия Кириллова в спектакле «Двое бедных румын, говорящих по-польски». Автор пьесы — вундеркинд польской драматургии Дорота Масловская.

Через века и годы
Завершатся гастроли 29 июня, в воскресенье, ярким и эффектным пластическим спектаклем «Орфей и Эвридика», созданным хореографом Ириной Ляховской (она знакома новосибирской публике по спектаклю «Без слов») и художественным руководителем петербургского Большого театра кукол Русланом Кудашовым. В нем миф гомеровской Греции обретает жизнь и дыхание в образах вполне еще памятных. То ли четыре тысячи лет назад, то ли сорок — история Орфея, идущего в ад, история Художника и Музы, предстающая на сцене в образах эпохи Бродского, где люди — атомы советских сот и участники многомиллионного Хора…

Спектаклем, открывающим гастроли волковцев в Новосибирске, стала премьера нынешнего сезона «Ромео и Джульетта» Шекспира в трактовке молодого режиссера Семёна Серзина, кстати, являющегося постановщиком спектакля «Вий».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Юрий ИТИН, директор Российского академического театра драмы имени Фёдора Волкова:
— Наш театр называют старейшим. Но для нас принципиально важно, что старейший — это не значит старый. Это не значит — театр с бородой, у которого традиции превращаются в кандалы и вериги. Это означает ответственность за все великое, что было на этой сцене за столетия. За творчество тех людей, которые выходили на прославленную площадку театра Волкова. И это должно нам не мешать, а помогать.

СПРАВКА
Российский государственный академический театр драмы имени Фёдора Волкова в Ярославле — первый русский профессиональный театр, основанный в 1750 году. Театр назван в честь основателя — купеческого сына Фёдора Волкова, режиссера, актера, художника, предпринимателя, культуртрегера. Начав с амбара на берегу Волги и любительской труппы, он вывел свой театр на профессиональный уровень, за что был призван в Петербург поднимать театральное дело в столице.

Фотографии статьи
«Ромео и Джульетта»
«Двое бедных румын, говорящих по-польски»