Кто распутает обской клубок?

Уникальная география города находит свое отражение и в важнейшей сфере жизни — жилищно-коммунальном комплексе
Совсем недавно — нынешней весной — во многих домах города, которые обслуживались от газовых котельных муниципального предприятия «Теплосервис», пропала горячая вода. Причиной ограничения поставок газа стали долги предприятия перед поставщиками голубого топлива. Ситуация, реально являющаяся критической, попала на контроль областной власти, сейчас предпринимаются конкретные шаги для выхода из кризиса. Что интересно, объективных предпосылок для того, что произошло, практически не было.
Куда пропадают деньги
В информационное пространство намеки на то, что в ЖКХ города Обь не все ладно, просачивались в последние годы регулярно. Если просто читать сообщения, не вникая в ситуацию, то рисуется «жуткая жуть», хотя в самом городе к этому долго относились с иронией. Да, сети Оби порядочно изношены, но скажите, где ситуация кардинально отличается? При этом за последние три года, включая отопительные сезоны, в Оби не было ни одной серьезной коммунальной аварии. Сборы коммунальных платежей с населения тоже достаточно высоки — порядка 96 — 97 процентов. Куда же тогда пропадают деньги и как у «Теплосервиса» только по газу образовались долги на 70 миллионов рублей?
Помимо «Теплосервиса», основного поставщика воды и тепла в большинство домов города, стоит отметить и управляющую компанию ДЭЗ-2, у которой на обслуживании 166 из 172 домов с центральным отоплением. Кроме кредиторской задолженности, у «Теплосервиса» сопоставимая с размером долга дебиторка, и здесь немало интересного. Например, по данным «Теплосервиса», ДЭЗ-2 должен ему около 30 миллионов рублей, а в самой УК признают только 7 миллионов долга, причем управляющая компания может это доказать документально, а поставщики — нет.
«Теплосервис» объясняет свою задолженность низким тарифом, но объяснить и обосновать в областном департаменте свои затраты у компании не получилось. Большинство компаний стремятся войти в платежную систему «Город», чтобы облегчить жизнь своим клиентам, а ДЭЗ-2 осознанно не делает этого. В «Теплосервисе» за последний год уже третий директор, а гегемонии ДЭЗ-2 на рынке управляющих компаний Оби, возможно, скоро наступит конец — городская администрация объявила конкурс по поиску управляющих компаний, потому что (и это тоже нонсенс) легитимность ДЭЗ-2 фактически не подтверждена. Проще говоря, нет официальных протоколов собраний жителей домов, которые выбрали бы ДЭЗ-2 в качестве своей управляющей компании. Словом, клубок запутывался не один год, и сегодня городу просто необходимо принять решение, проявить волю и навести, наконец, порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве. Тем более что в самом хозяйстве все относительно нормально, а вот вокруг него много неясного и неявного.
В ручном режиме
Возникшую проблему решали практически в ручном режиме. С компанией — поставщиком газа заключен договор о том, что все текущие платежи будут перечисляться в обязательном порядке, а также составлен график погашения задолженности. Решением сессии Совета депутатов Оби из городского бюджета были выделены 10 миллионов рублей для частичного решения вопроса. С другой стороны, жители тех домов, в которых отсутствовала горячая вода, платить за нее, естественно, не будут, значит, и «Теплосервис» недополучит деньги, которыми мог бы выплачивать долг. Понятно было, что на длительный период без горячей воды горожане не останутся, тем более что ситуация на контроле областного министерства строительства и ЖКХ, о ситуации в Оби знает врио губернатора Владимир Городецкий. Так и произошло: спустя три недели после отключения газ и соответственно горячая вода в домах обчан появились. Как говорится, хорошо, что хорошо кончается, но расслабляться рано: если в схеме расчетов и деятельности предприятий ЖКХ и городских управляющих компаний не произойдут системные изменения, ситуация вновь может повториться спустя какое-то время.
КОММЕНТАРИИ
Сергей МЕЛЬНИКОВ, председатель постоянной комиссии Совета депутатов города Оби по ЖКХ, строительству, транспорту, связи, природопользованию и благоустройству:
— Все в городе знали, что долги «Теплосервиса» появились не вчера. К данной ситуации они шли долго, но до поры до времени поставщики газа били кулаком по столу, а за вентиль не брались. Однако нужно понимать, что любому терпению приходит конец, что 70 миллионов не та сумма, на которую можно закрывать глаза. Очевидно, что и администрации города нужно воспользоваться этим мини-скандалом, чтобы навести порядок, потому что не должен бюджет заниматься решением проблем неэффективной компании.
Татьяна ТРЕФИЛОВА, председатель постоянной комиссии Совета депутатов города Оби по бюджету, налогам, собственности и экономическому развитию города, член постоянной комиссии по ЖКХ, строительству, транспорту, связи, природопользованию и благоустройству:
— Буквально последние пару недель члены нашей комиссии как раз занимались подробным анализом финансовой деятельности «Теплосервиса», пытались понять, отчего такие долги. По итогам этого анализа, уверена, будет сделан подробный отчет, но одно могу сказать определенно: проблема не дошла бы до такой степени, если бы долго не замалчивалась. Решение сессии о выделении 10 миллионов рублей из бюджета города на погашение части долга — мера краткосрочная, глубинных проблем не решающая, но за эти средства, могу гарантировать, мы спросим очень жестко. Дальше замалчивать и делать вид, что ничего не происходит, нельзя.