Авиагородок: место на карте и в жизни
Для каждой третьей семьи, проживающей в городе Обь, аэропорт был и остается частью биографии
Здесь живут люди, жизнь и судьба которых так или иначе связаны с авиацией. Это не только летчики, бортинженеры, но и представители других профессий, специалисты наземных служб, без которых немыслима деятельность большого инфраструктурного комплекса аэропорта Толмачёво и авиакомпаний, бесперебойная работа объектов жизнеобеспечения города Обь.
Гражданский флот с военной выправкой
Напомним, что строительство Толмачёвского военного аэропорта началось в апреле 1941 года. В октябре уже был подписан акт приемки аэродрома в эксплуатацию. Авиапредприятие построило жилой городок с многоэтажными домами, школами, медицинскими учреждениями, Домом культуры «Крылья Сибири». Бурный рост Авиагородка начался с 1957 года, когда из Новосибирска стали осуществляться регулярные пассажирские авиарейсы.
В своих воспоминаниях командир воздушного судна Борис Кузнецов рассказывает об аэропорте Толмачёво времен 1960-х: «В то время в Толмачёво уже был новый красивый аэровокзал. Организация работы была четкая. Командовал летным отрядом Виктор Маркович Купало. Строгий был человек. В то время гражданский воздушный флот мало чем отличался от военной авиации. Дисциплина, замашки были в чистом виде военные». Это и неудивительно, ведь костяк гражданского флота вначале составили военные летчики.
Авиагородок, а с ним и весь поселок Обь, а потом и одноименный город, стал обрастать гражданской инфраструктурой: не в последнюю очередь это отразилось на уровне сервисного обслуживания. Фактически с момента образования аэропорта начал функционировать ресторан с различной категорийностью. «Его сеть в разные годы состояла из нескольких десятков торговых единиц с односменной, двухсменной и круглосуточной работой», — сообщает отдел архивной службы Оби. Кстати, первая и единственная в области круглосуточная парикмахерская появилась в аэропорту в начале 1970-х.
Толмачёвская династия
Сегодня в Авиагородке живут люди разных специальностей. Кто-то родился в семье авиаторов, авиамехаников, служащих аэропорта. Других судьба привела в Толмачёво уже в зрелом возрасте.
Одна из 29 толмачёвских династий — живущая в Авиагородке семья Мельниковых, которые в общей сложности отдали более 30 лет одному из крупнейших международных аэроузлов.
Глава семьи, 58-летний Сергей Мельников, руководит службой тепло- и санитарно-технического обеспечения (ТиСТО) ОАО «Аэропорт Толмачёво». Его по праву считают одним из самых компетентных людей в вопросах жилищно-коммунальной системы не только аэропорта, но и города Оби. Он как народный избранник сегодня возглавляет постоянную комиссию по вопросам ЖКХ Совета депутатов города Оби.
Родился Сергей Вальтерович в Новосибирске, с детства, как все мальчишки того времени, грезил небом и мечтал стать летчиком. Увы, стать пилотом Сергею было не суждено — подвело зрение, но свою мечту о полетах парень реализовывал в авиамоделизме. За двадцатилетний период было собрано более 1 500 уменьшенных копий самолетов, автомобилей, мотоциклов, военной техники.
Но вот что значит судьба! Через десятилетия она все-таки привела Мельникова, уже состоявшегося в жизни и в профессии, на работу в Толмачёво. В 2003 году обской сантехзавод № 4 треста «Сибсантехмонтаж», где начинал свой трудовой путь и который возглавлял Сергей Вальтерович, закрылся. Его пригласили возглавить службу ТиСТО аэропорта.
— Я пришел работать в Толмачёво в непростой период его истории. В это время появились дочерние предприятия на базе вспомогательных служб. Наша служба была реорганизована в ООО «Аэропортэнергосервис». Позже начался обратный процесс. Служба ТиСТО, как и многие другие, была восстановлена.
С супругой Татьяной Сергей Вальтерович познакомился еще в студенчестве — оба учились в Новосибирском инженерно-строительном институте. В мае 1978-го сыграли свадьбу. Через восемь лет семья Мельниковых приехала в город Обь.
Татьяна устроилась инженером в ЖКО аэропорта в 1996 году. После передачи жилого фонда аэропорта в управление муниципалитету перевелась на работу в аэровокзальный комплекс. Сейчас Татьяна Семёновна работает начальником отдела кадрового учета.
Третьим в династии Мельниковых стал сын Семён, окончивший школу № 60 с серебряной медалью. В 1995 году поступил в Новосибирскую академию водного транспорта, после ее окончания решил прийти работать в аэропорт. Сейчас Семён Мельников — квалифицированный оператор газовой котельной, которая снабжает теплом и горячей водой предприятие и жилые дома микрорайона ЖКО аэропорта.
Вдогонку за будущим
Каким видит Авиагородок молодежь, не связывающая свое будущее с авиационной темой? Ведь десятки совсем еще юных ребят ежегодно покидают стены обских школ. Они едут учиться в Новосибирск. Возвращаются не все. Те, кто вернулся и нашел работу, надеются на скорейшее сближение родного города с мегаполисом.
— Я живу в Авиагородке с детства, — рассказывает Анна Банткова. — Интересно, как растут микрорайоны, как меняется облик Оби. Там, где строят МЖК «Обь», мы раньше сажали картошку. Нравится, что у нас планируют строить таунхаусы. Нравится новая дорога, по которой ходит регулярный автобус и планируют пустить троллейбусы.
Анна недавно окончила университет, работает в сфере, не связанной с авиацией. Она торгует недвижимостью. По словам риелтора, наибольший отток семей работников аэропорта и авиакомпании произошел в 90-е годы, они активно переселялись в Новосибирск. Уезжали и военные. Сейчас дела обстоят благоприятно. Новое благоустроенное жилье в Авиагородке востребовано, по стоимости не уступает квартирам в мегаполисе. Вот с инфраструктурой пока напряженно, много нерешенных вопросов по ЖКХ. «Мне кажется, город Обь не совсем готов к интенсивному росту, который ему предрекают», — говорит Анна.
Перспективы «Аэросити»
Для жителей городка наличие машины, а в некоторых семьях и двух автомобилей, не роскошь, а жизненная необходимость.
— Многие в основном передвигаются на личном транспорте и на работу, и за закупками в гипермаркеты Новосибирска, — объясняет Анна Банткова. — «Колеса» решают многие вопросы, но отсюда вырастает проблема с парковочными местами. Мы, например, живем в микрорайоне ЖКО аэропорта, недалеко от школы № 60. Вокруг стоят многоэтажные дома, рядом на небольшом пятачке умудряются строить еще один — 15-этажный. Уже сейчас к подъезду не подойти, что говорить о перспективе?
Анна рассказывает о ряде неудобных нюансов проживания в Авиагородке, объясняя, почему молодежь стремится уехать в Новосибирск: там, по ее словам, комфортнее, интереснее. Перспектива каждое утро издалека добираться до места работы, даже если это аэропорт, не пугает. Для работников Толмачёво от площади Маркса ходит служебный автобус.
— Большую надежду подает проект «Аэросити», — говорит Анна. — Это новые благоустроенные жилые массивы с детскими садиками и современными школами, новые предприятия и соответственно новые рабочие места, транспортное сообщение качественно нового уровня. Как вы думаете, нам долго придется ждать?
КСТАТИ
В составе новосибирского агломерационного проекта, сроки реализации которого рассчитаны на ближайшие два десятка лет, транспортно-логистическая зона «Аэросити» объединит международный аэропорт Толмачёво, логистический парк, город Обь и Марусинскую промзону. В комплекс «Аэросити» войдет мегапроект «Новосибирск-Сити» — огромный жилой комплекс, под строительство которого уже выделена земля.
Жить в «Аэросити» будут около 443 тысяч человек, его площадь составит 42,6 гектара. «По мощности и своим возможностям толмачёвский аэротрополис вполне может стать вторым после Домодедово», — обрисовал перспективу разработчик проекта агломерации.
ФАКТ
C 1962 года с июня по сентябрь повара ресторана толмачевского аэропорта направлялись в пионерский лагерь «Полет», а с началом весеннего и осеннего призывов в ряды Советской армии, открывались столовые от ресторана на сборном пункте Облвоенкомата.