Благополучные жертвы
Чтобы обезопасить детей, их надо научить адекватно реагировать на агрессию, считают эксперты
Порой улица более безопасна для детей, чем их семьи, считает Оксана Германова, секретарь комиссии по делам несовершеннолетних Первомайского района Новосибирска. Причем опасность представляют не только пьющие или социально неблагополучные родители, но и, казалось бы, внешне вполне благополучные семьи.
— У нас есть мальчик 1996 года рождения, неоднократно совершавший административные нарушения — кражи автомобильных номеров, — рассказала Оксана Юрьевна. — Пояснял: «Чтобы заработать». В личном общении это вполне адекватный, образованный ребенок, педагогически не запущенный, учится в хорошем техникуме. Воспитывает его мама: сама с хорошим образованием, но в отношениях между ними конфликт. И ребенок во многом назло ей раз за разом совершает эти кражи. Недавно ей пришлось заплатить очень крупный штраф за девять автомобильных номеров, снятых ее сыном. Мы рекомендовали матери самой обратиться к психологу, чтобы разобраться в сложившейся ситуации.
Скорее всего, для мальчика с биографией, в которой есть факты неоднократного привлечения к административной ответственности, уже закрыта возможность трудоустройства на определенные предприятия.
Кто опасен больше
— Внешне благополучные семьи с воспитанием детей не всегда справляются, — уточняет подполковник полиции Ирина Радченко, заместитель начальника отдела УУП и ПДН МВД РФ по городу Новосибирску.
На круглом столе, посвященном вопросам обеспечения безопасности детей, она привела такую статистику: в 2012 году резко сократилось количество родителей, привлеченных к административной ответственности за неисполнение родительских обязанностей, — 2 357 вместо 4 444. Сейчас на учете в Новосибирске состоят 2 800 семей, из них только 1 428 обозначены как неблагополучные.
Практика Любови Зябревой, уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области, показывает, что защищать детей приходится в основном от взрослых, которые «меньше всего думают об интересах ребенка» и заняты решением своих проблем.
— За полгода ко мне на прием пришли 70 человек, один из основных вопросов: «Как поделить ребенка при разводе?» Я не предполагала, насколько глубоко придется погрузиться в межличностные отношения, — сообщила детский омбудсмен.
Что делать?
Причины, по которым в успешных, казалось бы, семьях возникают проблемы с детьми, многообразны. Но со всеми можно справиться, уверены эксперты.
— Понимать, какой ребенок вам достался, и учитывать его особенности — на самом деле очень сложная задача, — рассказывает врач Ольга Белецкая, начальник отдела охраны здоровья женщин и детей министерства здравоохранения Новосибирской области. — Когда существует диссонанс между ожиданиями родителей и желаниями ребенка, то какие-то семьи могут с этим справиться, но так бывает далеко не всегда. Тогда нужна помощь детских психологов. К сожалению, практика обращения к ним минимальна. Хотя у нас есть кабинеты детской психологии, обращаются за помощью далеко не все.
Научить ребенка безопасному поведению, помочь ему правильно встроиться в общество — обязанность прежде всего родителей, считает кандидат психологических наук Татьяна Скрицкая.
— Родители должны обращать внимание на то, как ребенок ладит с социумом. Важно научить его жить в этом мире, в обществе, — считает она.
Любовь Зябрева убеждена в том, что надо «быть добрее друг к другу» и «сделать мир дружелюбнее к детям».
Мнение сотрудника полиции Ирины Радченко таково: «Ребенок из неблагополучной семьи и в колодце выживет, и из помойки поест, и ничем не заболеет, в отличие от детей из благополучных семей». Поэтому она предлагает обучать этих детей правильно отвечать на агрессию, чтобы они могли защитить себя.
Уметь ответить и не пройти мимо
Ольга Белецкая считает, что подростки из благополучных семей не ждут от мира подвоха, а потому не могут противостоять злу, которое исходит из внешнего мира.
— Родители во всех семьях, и в благополучных в первую очередь, должны научить ребенка сказать нет тому взрослому, который ведет себя агрессивно по отношению к нему, — уверена она. — Подавляющему большинству благополучных детей просто стыдно кричать на улице взрослому человеку: «Отпусти меня!».
Ответственность взрослых она видит в том, чтобы не проходить мимо агрессии, направленной против детей.
— Да, это может быть папа, который таким нетрадиционным методом воспитывает ребенка, таща его за руку на улице и подпинывая сзади. А ребенок кричит: «Пусти, не хочу!». Но это может быть и чужой совершенно дядька. По крайней мере, мы все вправе остановиться и спросить: «Это твой папа или чужой дядя тебя тащит?».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Ольга БЕЛЕЦКАЯ, начальник отдела охраны здоровья женщин и детей министерства здравоохранения Новосибирской области:
— Поскольку мы не психологическая служба, а служба здравоохранения, то у нас эта помощь оказывается в рамках детской психиатрической службы: психиатрия сейчас имеет раздел «детская психология». В областном детском психоневрологическом диспансере есть «кризисный» кабинет, и он не единственный — по городу существует целая сеть. В них оказывается антикризисная помощь семьям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, у которых дети оказались в стрессовом состоянии. Кстати, поводом для этого состояния может быть и то, что мама уехала в командировку, и то, что ребенок начал посещать садик. Детские психологи могут помочь в этой ситуации: вы обращаетесь к ним и совместно разбираете ситуацию. Если проблема не решается за одно посещение, то разрабатывается план, дается задание и назначается следующий визит. Также есть служба сопровождения психологов и в школах. Это доступная помощь, которую может получить каждый.