USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Кто оплатит «недогрев»?

Татьяна РЕШКЕ
Фото Михаила ПЕРМИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА

Холодная вода в горячем кране может стать причиной крупных исков к ресурсоснабжающим организациям

Новая система штрафов даст возможность контролировать качество горячего водоснабжения, считают специалисты Государственной жилищной инспекции по Новосибирской области.

За каждый день, который жители многоквартирников проведут без горячей воды (сверх сроков отключения), управляющим компаниям будут начисляться штрафы. Ведь по закону за качество коммунальных услуг отвечают именно УК, а те, в свою очередь, могут предъявлять иски к ресурсовикам.

Размер штрафных санкций за каждый час составит до трех процентов от месячной оплаты горячей воды. Таким образом, в течение месяца штраф по многоквартирному дому выльется в круглую сумму — до 300 тысяч рублей.

Специалисты ГЖИ полагают, что иного способа влиять на теплоснабжающие компании пока нет.

Тепленькой часами ждут
Типичная ситуация: из горячего крана упорно льется прохладная, а то и вовсе холодная вода. В итоге приходится ждать десять, пятнадцать, двадцать минут и дольше, прежде чем удастся принять душ или наполнить ванну для купания.

— Утром рано, когда собираюсь на работу, включаю горячую воду на полную катушку и жду, когда смогу нормально помыться и почистить зубы, не рискуя подхватить простуду. Ведь моржеванием в нашей семье никто не увлекается, — рассказывает Анна Михайлова, читательница «Советской Сибири». — Холодным краном практически не пользуемся. Зачем, если кипятка и так не дождешься? А ведь счетчик мотает все время, и платить за воду приходится по полной стоимости, как за горячую. Выходит, и ресурс расточается, и рубли утекают из семейного бюджета за услуги непонятного качества. С кого спрашивать, с кем ругаться по этому поводу, не понимаю. А еще не понимаю, зачем мы установили счетчики горячей воды, если при таком качестве услуг приборы учета — одно разорение.

Штраф накапает приличный
На брифинге, посвященном законопроекту о лицензировании управляющих компаний, начальник Государственной жилищной инспекции по Новосибирской области Игорь Лобарев рассказал об одном из последних новшеств в сфере жилищно-коммунального хозяйства — о технологии, разработанной ГЖИ совместно с общественными инспекторами, позволяющей добиться повышения качества горячего водоснабжения.

— Особенно часто проблемы происходят летом — там, где нет циркуляции и из горячих кранов течет холодная вода, — отметил Игорь Лобарев. — По закону о защите прав потребителей, если вам предоставляют некачественную услугу, за каждый час управляющая компания несет штрафные санкции в размере порядка трех процентов от стоимости услуги. Меньше чем за двое суток набегает сумма, соизмеримая с месячной оплатой.

Как именно будет работать технология? По словам начальника ГЖИ, если в каком-либо доме возникнет проблема с горячей водой и жители подадут жалобу, к делу будут подключаться общественные инспекторы. Они выедут по конкретному адресу, изучат ситуацию и соберут мнения граждан, в результате чего количество жалоб увеличится. Затем инспекторы составят акты на некачественные услуги, подключат юристов, далее работа пойдет без участия жильцов.

— Задача собственников только в том, чтобы написать жалобу и предоставить доверенность на представление интересов в суде. Этого достаточно, — говорит Игорь Лобарев. — Если жильцы дома получают некачественную услугу, за месяц может «выкатиться» штраф размером от 50 до 300 тысяч рублей, и управляющая компания будет вынуждена обратиться в суд с реестровым иском на ресурсоснабжающую организацию.
По прогнозу Игоря Лобарева, к концу лета ресурсоснабжающим организациям будут выставлены крупные иски.

Поиск крайнего — не гарант
Инспекторы надеются, что новая система штрафов заставит коммунальщиков и ресурсовиков предпринять меры по исправлению ситуации. Однако участники рынка оценивают эту систему неоднозначно.

— Повлиять на температуру воды управляющая организация не может, — констатирует заместитель генерального директора УК «СПАС-Дом» Андрей Харланов. — Ведь чаще всего проблема даже не в плохой циркуляции, а в том, что температура воды, которая подается к стенам дома, уже меньше 60 градусов. При таких условиях хоть зациркулируйся — вода горячее не станет, и управляющая компания не обеспечит соблюдение температурного режима, определенного законодателями. Получается, управляющие компании будут писать исковые заявления, судиться многие месяцы, нести затраты, при этом их же каждый день будут штрафовать, «помогая» таким образом бороться за качество коммунальной услуги.

Лишь при условии, что каждое звено коммунальной цепи будет нести ответственность за свою работу, горячее водоснабжение станет качественней и выискивать крайнего, по выражению Андрея Харланова, не придется. Отлаживать механизмы взаимодействия еще предстоит.

КСТАТИ
Собственникам, коммунальщикам и ресурсовикам предложен рабочий инструмент, позволяющий снимать данные с приборов учета единовременно, контролировать качество ресурсоснабжения и предотвращать аварийные ситуации, — центр автоматизированного учета энергоресурсов в многоквартирных домах.

Если в определенные часы температура горячей воды в кране меньше установленной нормы, система фиксирует этот факт. Жильцы могут на законном основании не оплачивать услугу, а также использовать данные, полученные с помощью автоматизированной системы учета, в суде. По мнению представителей ресурсного центра ЖКХ и строительства, автоматизация поможет наконец-то помирить ресурсовиков, жильцов и коммунальщиков: если все цифры будут объективными и прозрачными, решать споры станет проще.