Море спокойствия
Большая алтайская вода не угрожает нашему региону благодаря наличию Новосибирского водохранилища
Майское наводнение в Горном Алтае и Алтайском крае сильно взволновало жителей Новосибирской области. Будет затопление или нет — этот вопрос до сих пор волнует садоводов, дачи или дома которых расположены неподалеку от реки. Специалисты, в чьи непосредственные обязанности входит контроль за паводком, не только уверенно заявили, что в нашем регионе никаких чрезвычайных ситуаций не предвидится, но и объяснили почему.
Небесная неожиданность
В апреле начинается массовое таяние снега, в начале лета освобождаются от снега и льда алтайские горы — к этим волнам паводка, привычно именуемым «первая» и «вторая», все давным-давно привыкли. Но существует в природе и такая неприятная — потому что сложно прогнозируемая — вещь, как паводки дождевые.
Прошлогодние проблемы на Дальнем Востоке были вызваны именно проливными дождями. То, что на Алтае в конце мая будут дожди, синоптики тоже предсказывали, но к выпавшим за четыре дня двум с половиной месячным нормам осадков никто не мог быть готов. Основные притоки Оби просто переполнились, вода пошла в главную реку Западной Сибири, которая немало «покуролесила» в Барнауле и вот-вот доберется до Камня-на-Оби, которому тоже может не поздоровиться.
Дальше на пути большой воды — Новосибирская область. И Новосибирское водохранилище, которое и спасет ее территорию от больших проблем, как уже спасает на протяжении почти полувека. Последние серьезные наводнения в нашем регионе случались в 1966 и 1969 годах. То, что они прошли так близко друг от друга, явилось невероятным исключением, только подтверждающим правило — крупные паводки и наводнения в принципе случаются раз в 100 — 200 лет.
Все познается в сравнении
Сейчас «модно» вспоминать 2010 год и делать серьезное лицо — вот, мол, был паводок… И что затопило? Дачные участки, подавляющее большинство которых изначально строилось в неразрешенных местах, про которые известно, что они подтопляемы?
Хотя если вспомнить и проанализировать, то четыре года назад основные неприятности принесли малые реки, которые не чистили, где ставили трубы, изначально неспособные к пропуску большой воды, где вовремя не разбили лед. Привычное головотяпство, помноженное на столь же привычный авось, и сделало тот паводок нашумевшим. Обь же была практически тиха и спокойна.
— То, что сейчас происходит в Барнауле, для специалистов неудивительно, — отмечает руководитель Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Василий Борисенко. — На незарегулированных участках реки подтопления дачных обществ вообще не считаются чрезвычайным происшествием. Так вопрос ставится, только когда начинает топить дома и объекты экономики. У нас же в области, где стоки регулируются с помощью ГЭС и именно ее наличие позволяет срезать острые пики паводка, мало-мальское подтопление становится событием глобального масштаба.
Василий Иванович не сказал главного, хотя это читается между строк: не будь Обского моря, затопления были бы если не ежегодными, то крайне регулярными. А тем, кто хочет фактов, лучше обратиться к истории вопроса.
После того, как на гидроэлектростанции на шесть метров подняли створки водосливной плотины и увеличили сброс воды в нижний бьеф до 4 000 кубометров в секунду, в городе начался легкий панический шепоток. Сделать это было необходимо, чтобы на 40 сантиметров опустить уровень водохранилища и подготовить его к приему волны с Алтая.
На выходных створки были подняты всего на два метра, сброс составлял менее 3 500 кубометров в секунду, притом что приток воды в море почти в два раза больше и максимальный его пик будет только в конце нынешней недели. Но море к этому готово…
Ниже плотины ГЭС, то есть в черте города, опасным для подтопления считается уровень воды в 350 сантиметров. По историческим, но не до конца подтвержденным данным, в 1922 году из-за ледовых заторов в районе Кудряшей уровень воды в городе достигал 10,2 метра (!!!). В 1937 году, когда уже велись наблюдения и замеры, максимальный паводковый расход воды составлял 14 000 кубометров в секунду.
В 1966 году, когда гидроэлектростанция уже работала, максимальные сбросы составляли 9 031 кубометр, притом что пропускная способность плотины при нормальном подпорном уровне составляет более 16 тысяч кубометров. Именно в 1966 году воды было так много, что она перелилась через дамбу и частично размыла дорогу. Именно после этого появился знаменитый парапет, на котором новосибирцы любят писать признания в любви.
Так что все разговоры о паводке, подтоплениях и опасностях не более чем страхи и истерия, в реальности все будет спокойно и хорошо.
Будет погода, будет и отдых
Подготовка водохранилища к приему воды породила другую «проблему» — многие граждане озаботились: мол, воды маловато, как же мы будем купаться и загорать? Специалисты успокаивают — к концу июня море наполнится как надо, было бы тепло.
— Со стороны все смотрится очень легко: набрали воду, сбросили, словно игра такая, — говорит директор Новосибирской ГЭС Виктор Сершун. — На самом деле все абсолютно зарегулировано: любое увеличение или уменьшение сбросов — ответственное, стратегическое решение множества людей. И если мы до сих пор на своих местах, значит, все делаем правильно.
— Полностью согласен с Виктором Ивановичем: водохранилище и ГЭС — это сложнейшие «организмы», — подчеркивает Василий Борисенко. — Ведь, помимо регулирования паводковой ситуации, от наполнения Обского моря зависит обеспечение водой Новосибирска и Бердска, электроэнергетика, на море «запитано» сельское хозяйство, судоходство, летний отдых. Грамотно балансировать, удовлетворяя все потребности, и не допускать происшествий — огромное искусство.
Синоптики уверены в лучшем
Все мы видим, что лето к нам не спешит, дожди продолжаются, теплая и сухая погода прогнозируется не раньше четверга. Но синоптики уверены, что очередной волны дождевого паводка не будет.
— Увеличение притока воды в водохранилище будет продолжаться до 13 — 15 июня, после чего пойдет на спад, так как на притоках Оби паводок уже идет на убыль, — разъясняет руководитель ФГУ «Западно-Сибирское управление гидрометеослужбы» Валерий Григорьев. — Сложно предсказать, как именно поведет себя река в Камне-на-Оби, но населенным пунктам в Ордынском и Новосибирском районах и дачным обществам в пригороде и черте Новосибирска подтопление не угрожает.
ФАКТ
На берегах Новосибирского водохранилища расположены более 250 санаториев, баз отдыха, детских и спортивных лагерей, лодочных баз и пристаней.
ЦИФРА
За время эксплуатации Новосибирская ГЭС выработала столько энергии, что для ее получения в обычных условиях потребовалось бы сжечь около 32 миллионов тонн каменного угля.