Уникальная «РОСА»
Специалисты СНИИГГиМС разработали оборудование для сейсморазведки, не уступающее зарубежным аналогам
Россия — страна уникальная, ни одно государство мира не может похвастаться такими запасами полезных ископаемых. И что особенно важно, сегодня у нас есть практически все для того, чтобы разведать это богатство и впоследствии грамотно им распорядиться. В первую очередь это научный и кадровый потенциал.
Нефть своя — аппаратура импортная
Давно ушли в прошлое те времена, когда геологи бродили по бескрайним просторам нашей страны, вооруженные лишь молотками да горными компасами. Сегодня на помощь разведчикам недр приходят самые современные методики и технологии. Например, весьма перспективным является такое направление геофизики, как сейсморазведка. Если говорить коротко, в понятие «сейсморазведка» входят геофизические методы исследования земной коры, основанные на изучении искусственно возбуждаемых упругих волн. При помощи сейсморазведки изучается глубинное строение Земли, выделяются месторождения полезных ископаемых (в основном нефти и газа), решаются задачи гидрогеологии и инженерной геологии. Для возбуждения колебаний применяются взрывы зарядов тротила в неглубоких скважинах, а также длительное (вибрационное) или короткое (импульсное) ударное воздействие на горные породы. Иными словами, по тому, как горные породы отреагируют на взрыв или вибрацию, можно судить об их строении.
— Наш отдел занимается подобными исследованиями, в том числе разработкой оборудования для сейсморазведки, очень давно, — рассказывает заведующий отделом региональной геофизики ФГУП «Сибирский научно-исследовательский институт геологии, геофизики и минерального сырья» доктор геолого-минералогических наук, заслуженный геолог РФ Александр Сальников. — Но, к сожалению, в 90-е годы по понятным причинам произошел некоторый провал, в первую очередь из-за отсутствия элементной базы. Иными словами, продуктивных идей у нас всегда было много, а вот с возможностями их воплощения возникали определенные проблемы. Поэтому сегодня 90 процентов геофизиков работает на импортном оборудовании.
«Мы были первыми»
Теперь ситуация изменилась. Это дало возможность специалистам СНИИГГиМС разработать и создать опытные образцы аппаратуры для сейсморазведки, которая не уступает, а по некоторым параметрам даже превосходит импортные аналоги. Речь идет об автономных многоканальных сейсмических станциях семейства «РОСА».
Стоит сказать несколько слов о том, как работают сейсмические станции. Они бывают двух типов — телеметрические и автономные. Если коротко, то при проведении исследований при помощи телеметрической сейсмостанции кабель со множеством специальных датчиков раскладывают по профилю, после взрыва датчики снимают полученные колебания, эта информация передается сначала на полевые модули, а потом оператору, который может сразу же оценить результаты. Главный недостаток подобной аппаратуры состоит в том, что она очень громоздкая.
— Автономные сейсмические станции лишены этого недостатка, — поясняет Александр Сальников. — Аппаратура легкая, компактная, помещается в небольшом чемоданчике, проводов никаких нет. При помощи таких станций, например, можно производить глубинное сейсмическое зондирование, которое дает возможность изучать строение земной коры и верхней мантии, в том числе и с целью выявления структурных особенностей, благоприятных для образования месторождений полезных ископаемых. В 2006 году мы испытали нашу аппаратуру в Магаданской области и получили очень интересные результаты.
Справедливости ради стоит отметить, что сегодня автономные сейсмические станции производят компании в разных странах мира. Но ученые из СНИИГГиМС были первыми, кто разработал подобную аппаратуру. При этом к автономным сейсмостанциям семейства «РОСА» изначально предъявляли очень высокие требования: они должны были работать и в жару, и в мороз, и даже при длительном отсутствии устойчивого спутникового сигнала.
Компактная, неприхотливая, недорогая
— Я хочу особо подчеркнуть, что автономные сейсмостанции «РОСА» могут работать при отсутствии спутникового сигнала в течение нескольких суток, и результаты при этом будут вполне корректными, — говорит Александр Сальников. — Мы доказали это экспериментально. Разработанные нами автономные сейсмостанции на несколько суток погружали в шахты Кузбасского угольного бассейна, чтобы произвести там необходимые сейсмоакустические исследования. А под землей, понятно, спутникового сигнала не может быть по определению. Наша «РОСА» нормально там работала. Скажу больше: выполненные работы в угольных шахтах Кузбасского бассейна показали перспективность использования автономной сейсмической станции «РОСА» в подземных выработках с минимизацией рисков по охране труда.
Среди других несомненных достоинств автономных сейсмологических станций, разработанных в Новосибирске, — невысокая себестоимость (их можно собирать из комплектующих российского производства). А также, что тоже немаловажно, вполне доступное сервисное обслуживание (его осуществляют специалисты СНИИГГиМС). Иными словами, автономные многоканальные сейсмические станции семейства «РОСА» легкие, компактные, неприхотливые и недорогие. Права на это изобретение защищены патентами.
Сегодня много говорят о поддержке отечественного производителя и о широком внедрении научных разработок в производство. Определенные подвижки в этой области уже есть. Но, к сожалению, не в такой степени, как хотелось бы. СНИИГГиМС сегодня не в состоянии наладить производство автономных сейсмостанций — на это просто нет денег. Да и, откровенно говоря, все-таки главная задача ученых — это проведение научных исследований, отработка методик и технологий, а не производство. Тем не менее несколько опытных образцов изготовить удалось. Корпуса для станций, например, заказывали на одном из предприятий Миасса, другие комплектующие сделали новосибирские предприятия. Специалисты СНИИГГиМС произвели сборку и настройку приборов, а самое главное — разработали для них программное обеспечение.
Две автономные сейсмические станции купили шахтеры Кузбасса, еще одну заказал Новосибирский государственный университет. Остальные потенциальные заказчики пока предпочитают брать оборудование для сейсморазведки в аренду. Но это, конечно, капля в море. Разработка, которая в перспективе могла бы принести стране миллионы и миллиарды, пока остается по сути дела невостребованной.
Государство должно помочь
— С учетом нынешних реалий вполне может случиться так, что подобная импортная аппаратура (в первую очередь производства Франции и США) не сможет попасть на российский рынок. Российским геофизикам просто не на чем будет работать, — рассуждает Александр Сальников. — Это означает, что многие месторождения нефти и газа останутся неразведанными. А какое значение для экономики нашей страны имеет нефтегазовая отрасль, никому объяснять не надо.
Есть и еще одна проблема. Дело в том, что многие компании, которые заказывают проведение геофизических исследований, в том числе сейсморазведку, четко оговаривают, какую именно аппаратуру должен использовать исполнитель. Как правило, импортную. Александр Сальников вспоминает такой случай: геофизики СНИИГГиМС, используя разработанную ими автономную сейсмическую станцию, произвели ряд исследований на Камчатке. Полученные результаты выявили хорошие перспективы обнаружения месторождения. Разработкой этого участка заинтересовалась канадская компания. Конкурс на проведение работ выиграло ОАО «Камчатгеология». И все бы хорошо, но канадцы поставили жесткое условие: исследования проводить только на импортном оборудовании. Казалось бы, где логика, тем более что «РОСА» себя прекрасно зарекомендовала — и именно на этом участке? Ответа нет.
— Мы полагаем, что государство должно наконец-то пойти нам навстречу и на деле поддержать отечественного производителя, — подводит итог Александр Сальников. — Тем более что все исследования, которые производились в 80-х годах прошлого века и привели к открытию богатейших нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири, производили именно при помощи российской аппаратуры. То есть потенциал у нас огромный. Мы обращались с этим вопросом в Государственную думу, но пока не были услышаны. А ведь от того, как будут в дальнейшем развиваться геология и геофизика, напрямую зависит благосостояние нашей страны. Пришла пора всерьез задуматься об этом.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
СНИИГГиМС является крупнейшим за Уралом комплексным научно-исследовательским институтом Министерства природных ресурсов и экологии РФ и Роснедр. В более 740 сотрудников, в том числе 18 докторов и 93 кандидата наук, среди которых один академик РАН, шесть академиков и членов-корреспондентов РАЕН, МАМР, МАТЭК, РЭА. Работают аспирантура и диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций, региональный экспертный совет и Сибирская региональная стратиграфическая комиссия.
За более чем 55-летнюю историю в СНИИГГиМС накоплена уникальная база знаний по поиску и разведке месторождений углеводородов. Начиная с 1980-х годов СНИИГГиМС является базовым отраслевым институтом, выполняющим научное обоснование программ геологоразведочных работ. За более чем полувековой период работ в институте разработана научная основа прогнозирования, поисков и разведки месторождений железа, марганца, хромитов, бокситов, алмазов, золота, свинца цинка и других металлических и неметаллических твердых полезных ископаемых.
Основные задачи геофизического отделения института — совершенствование аппаратурно-методической базы поисково-оценочных и региональных исследований, а также разработка рациональных комплексов геофизических исследований, обработка и комплексная интерпретация геолого-геофизических данных. В СНИИГГиМС широко используются современные компьютерные технологии информационного сопровождения геолого-разведочных работ, включая ведение баз данных и геоинформационных систем по геологическому строению, состоянию минерально-сырьевой базы и недропользованию. Все данные объединены в корпоративный банк данных СНИИГГиМС, являющийся информационной основой для научно-технических работ института.