Есть у форума начало, нет у форума конца
Стыковка интересов области и частного капитала сулит появление новых крупных инфраструктурных дорожных объектов
Внимание замминистра транспорта РФ Валерия Окулова привлек масштабный региональный проект — строительства Восточного обхода. Макет был представлен на специализированной выставке индустрии транспорта, складской логистики, инфраструктурных проектов дорожно-транспортного комплекса TransSiberia в «Новосибирск Экспоцентре».
Напомним, в эти дни в главном выставочном центре Новосибирска проходит III Международный форум «Транспорт Сибири», участие в котором, помимо представителей органов власти всех уровней, профильных ведомств и служб, принимают отраслевые эксперты, 175 компаний из семи стран мира и 21 города России. Площадь выставочной экспозиции составила свыше 16 000 квадратных метров.
О проекте Восточного обхода написано достаточно. Вкратце: 60-километровый участок современной автодороги с удобными развязками и мостами, цементобетонным покрытием в перспективе соединит федеральные магистрали. С учетом строительства третьего моста можно будет говорить о создании южного транспортного коридора в обход Новосибирска и полном переключении транзитного потока.
В октябре прошлого года Федеральное управление автодорог «Сибирь» начало работы в границах первого этапа — от пересечения с трассой Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий до примыкания к автодороге Академгородок — Кольцово.
На форуме прозвучало, что с вводом Восточного обхода, который продублирует существующую дорогу на участке трассы Р-256 «Чуйский тракт» в этом направлении, появится возможность с привлечением инвесторов построить автодорогу повышенной комфортности с большой пропускной способностью, проезд по которой будет платным.
Сегодня движение по трассе М-52 в сторону Искитима чрезвычайно затруднено. Суточный трафик составляет порядка 36 тысяч автомобилей, пояснил временно исполняющий обязанности губернатора Владимир Городецкий. По данным ФУАД «Сибирь», на подходе к городу Новосибирску интенсивность достигает и 40 тысяч машин в сутки.
Это одно из немногих мест в регионе, где объемы автомобильного потока позволят инвестору в приемлемые для него сроки окупить вложения. По словам заместителя председателя комитета Государственной думы по транспорту Сергея Тена, привлекательность проекта платной дороги для частного капитала, исходя из опыта европейской части России, составляет проходимость по трассе не менее 30 тысяч единиц транспорта в сутки. Парламентарий также уточнил, что хоть платные дороги способствуют активному развитию дорожной сети, «у людей всегда должен быть выбор удобной для себя дороги, при этом качество дорожного покрытия везде должно соответствовать нормативным требованиям».
В продолжение темы частных инвестиций и платных объектов дорожной инфраструктуры, которые в перспективе появятся в регионе, речь зашла и о строительстве четвертого моста, к его проектированию уже приступили. Известно, что проезд через мост будет платным, опять же с учетом того, что у автомобилистов всегда будет оставаться безвозмездная альтернатива — два ныне действующие моста плюс третий, который введут в строй через несколько месяцев.
Развитие южного направления обусловлено не только напряженностью движения в створе международного коридора, соединяющего Россию, ее сибирские регионы с Монголией, но и с развитием самой Новосибирской области, в частности ее искитимско-бердской промышленной зоны. «Она по факту уже сложилась и развивается, но задача сейчас — сконструировать для нее более доступные транспортные коридоры, — отметил врио губернатора Владимир Городецкий.
Вопреки и благодаря
Дорожно-транспортный комплекс — составляющая инвестиционной привлекательности региона. Существенный момент в этой теме — недостаточное финансирование отрасли. Дефицит средств ощущается практически повсеместно, но наиболее остро в Зауралье, что вполне объяснимо: гигантские расстояния, жесткие погодные условия, слишком короткий период для дорожно-строительных работ. При этом управляться регионам приходится исходя из собственных возможностей.
По словам заместителя председателя комитета Государственной думы по транспорту Сергея Тена, участвующего в форуме, сегодняшние успехи Китая в дорожном строительстве обусловлены объемами выделяемых на эти цели средств. Так, «в развитых странах на строительство и содержание дорог выделяется от трех до пяти процентов ВВП, а в России на дорожное хозяйство идет только порядка 1,2 процента», сообщил депутат.
При этом Сергей Тен отметил старания новосибирцев в отношении сохранности автодорог:
— Мы прошли по выставке и немного пообщались с нашими коллегами-дорожниками: хочу сказать, что многие регионы существенно позади Новосибирской области и в отношении интеллектуальных транспортных систем, и в отношении новых технологий дорожного строительства, содержания и эксплуатации дорог.
Говорить, чтобы договориться
На вопрос журналистов о том, будут ли на форуме подписаны крупные соглашения или контракты, временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области Владимир Городецкий ответил, что «не планировалось». Но ответ Владимира Филипповича, в общем-то, и не исключал вероятности, что сегодня под занавес трехдневного международного мероприятия какие-то значимые заявления все-таки прозвучат.
Что касается договоренностей, то в ходе дискуссионных площадок, круглых столов и отраслевых конференций автотранспортники, мостовики, таксисты, авиаперевозчики, экспедиторы и логисты как раз ставят перед собой задачу прийти к общему знаменателю. Выработать некую концепцию, универсальную и обобщающую опыт регионов страны и зарубежный, которая позволит двигаться дальше.
Речь идет в том числе о построении взаимоотношений между органами власти, законодателями и бизнесом, занятым в дорожно-транспортной отрасли, интересы которого также представляли общественные организации, в частности Российский автотранспортный союз. Входящий в эту структуру Союз транспортников Сибири активно участвует в формировании местной политики в сфере управления транспортом и даже в свое время инициировал принятие в регионе отраслевого закона.
Между тем, по словам президента сибирского союза, депутата Законодательного собрания Новосибирской области Валерия Ильенко, ожидаемое долгие годы федеральное законодательство все запаздывает, а в сфере транспорта накопилось немало вопросов, которые на местном уровне уже не разрешить. Участие в транспортном форуме представителей федеральных органов власти и законодателей дает транспортникам надежду, что поставленные на дискуссионных площадках вопросы не останутся без ответов.