Время строить дороги и наводить мосты
Новосибирская область намерена представить ряд проектов, интересных как инвесторам, так и экспертам дорожно-транспортной отрасли
Третий транспортный форум Сибири в этом году обещает стать, по мнению организаторов, одним из ключевых событий отрасли Сибири. Состав гостей беспрецедентный: руководители Министерства транспорта Российской Федерации, федеральных отраслевых агентств и служб, профильного комитета Государственной думы РФ, главы дорожно-транспортных комплексов регионов и курирующие отрасль вице-губернаторы, представители крупных дорожно-строительных компаний, научно-образовательного сообщества.
Накануне форума наш корреспондент встретился с временно исполняющим обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергеем ТИТОВЫМ.
Инициативы, идеи, опыт
— Сергей Михайлович, в чем же исключительность предстоящего форума?
— Год от года Транспортный форум набирает обороты, количество и состав участников расширяются. В этом году участники сами изъявили желание стать организаторами конференций, дискуссионных площадок, тематических круглых столов. Приходят самостоятельно, оживленно обсуждают темы. Форум стал авторитетной диалоговой площадкой, точкой схождения интересов не только профессионального сообщества. Он ориентирован на развитие одной из базовых составляющих экономики регионов.
В рамках Транспортного форума Cибири — 2014 запланирован целый ряд крупных мероприятий, касающихся развития транспортной инфраструктуры. В том числе XII Съезд Российского автотранспортного союза, а также Международная научно-практическая конференция «Проектирование и строительство моста через реку Обь по Оловозаводскому створу». Аналогов этому проекту нет ни в России, ни за рубежом. Конференция мостовиков будет проходить два дня и соберет как российских, так и иностранных специалистов. Помимо заседаний, предусмотрен выезд на площадку возведения моста.
В прошлом году мы впервые начали привлекать представителей таксомоторного транспорта. В этом году они самостоятельно подготовили программу и намерены провести Международную конференцию «Современное такси».
Еще одно крупное мероприятие — конференция по газомоторному топливу. Внедрение работающего на нем транспорта — это улучшение экологии плюс экономический эффект. В Новосибирской области есть компании, которые уже переоборудовали свой транспорт и получают существенную экономию. Услуги пассажирских перевозок при этом переходят на новый качественный уровень. Перед нами стоит задача, и мы намерены вынести ее на обсуждение в рамках конференции: работу по переводу и приобретению транспорта на газомоторном топливе следует синхронизировать со строительством сети газозаправочных станций.
В процессе проведения трехдневного форума состоится много круглых столов, посвященных внедрению в отрасли инноваций, решению кадровых вопросов и так далее.
Запланировано заседание Координационного совета по водному транспорту под эгидой Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».
— Что Новосибирская область намерена представить на форуме и какой планируется получить обратный эффект?
— Конечно, нам интересно показать развитие регионального транспортно-логистического центра теперь уже в рамках агломерационного проекта. Новосибирцам есть что продемонстрировать: помимо третьего моста, это строительство Восточного обхода. Проект направлен на разгрузку транзитного транспорта и важен как для города Новосибирска, так и в целом для области в масштабах созданной агломерации. Первые 20 километров на участке второго этапа, это 14 — 34-й километр, будут введены в 2017 году. Есть все предпосылки, чтобы сдвинуть ввод на год раньше. Со следующего года предполагается начать реализацию первого этапа: от Северного обхода (0 — 14-й километр) на примыкание с ленинск-кузнецкой трассой. Прогноз окончания работ по обоим участкам — к 2018 — 2020 году. Уже проектируется третий этап — с 34-го километра и далее.
Мы готовы представить на форуме и ряд других ключевых проектов. В частности, по реконструкции 17-километрового участка автомобильной дороги К-17р от Ордынского кольца с переводом дороги в первую техническую категорию. Сегодня выполняются работы по инженерному проекту, параллельно готовим инвестиционный конкурс, чтобы реализация первого проекта на основе государственно-частного партнерства началась со следующего года.
Такие крупные проекты, в том числе строительство четвертого моста через реку Обь в Новосибирске, требуют участия частных инвесторов, концессионеров. В части финансирования область применяет различные методы. И это тоже хороший опыт, которым мы можем поделиться с участниками Транспортного форума Сибири — 2014.
В свою очередь нас интересует опыт эффективных решений в сфере пассажирских перевозок. Обмен мнениями, участие в диалоговом процессе руководителей отрасли федерального уровня поможет и нам как организаторам, и всем участникам почерпнуть полезное, обобщить имеющийся опыт. Ведь и работу по цивилизованному упорядочению в сфере таксомоторов мы в свое время начали по примеру наших соседей — кемеровчан.
Инвестиционный акцент
— Ставит ли форум перед собой цель привлечь в дорожно-транспортный комплекс области инвесторов?
— Безусловно. Транспортный форум Сибири подразумевает привлечение внимания инвесторов к значимым для области проектам транспортной инфраструктуры. Как правило, финансовые структуры, банки охотно идут на сотрудничество в этой области, потому что понимают: дорожные объекты с 2012 года финансируются из средств дорожного фонда, а это «окрашенные» деньги, которые идут исключительно по назначению — на объекты дорожного хозяйства субъекта Федерации. Это своего рода гарантия.
Региональная программа финансирования расписана на 2014 — 2016 годы и далее, объемы поступлений в дорожный фонд прозрачны и прогнозируемы. Поэтому финструктуры и сообщество дорожных подрядных предприятий объединяются, предлагают свои условия, схемы финансирования реализации проектов. На примере той же дороги К-17р финансировать этот проект изъявили желание сразу несколько банков.
Следующий проект, который мы хотим реализовывать совместно с мэрией Новосибирска на основе ГЧП, — строительство метро, также вызвал огромный интерес. Инвестировать в него намерены порядка шести — восьми компаний.
Приоритеты расставляет жизнь
— Вы уже год возглавляете министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области. Что из намеченного удалось сделать?
— Удалось упорядочить работу муниципальных подразделений, ответственных за подготовку конкурсной документации. К сожалению, на местах таких специалистов не хватает. Мы ведем обучение, помогаем муниципалитетам осуществлять строительный контроль. Плюс, чтобы помочь муниципальным образованиям вскрыть недостатки выполнения дорожных работ, региональный минтранс со своей стороны тоже проводит выборочный контроль. Содействуем тому, чтобы исключить участие в муниципальных конкурсах недобросовестных подрядчиков.
В прошлом году со второго полугодия произошло серьезное увеличение финансирования содержания областных дорог. Мы ужесточили и спрос за выполнение этого вида работ. Особенно это касается дорог, не имеющих твердого покрытия. Таких у нас в области пока достаточно — более 3 000 километров.
Что касается опорной сети автодорог, основным направлением были и остаются реконструкция, приведение в высшую техническую категорию всех въездных путей и магистралей в 50-километровой зоне Новосибирска, где фиксируется самая высокая интенсивность движения. Это и уже введенные в эксплуатацию Северный объезд и Советское шоссе, предстоящая реконструкция участка М-51, Восточный обход и автодорога К-17р в пределах Новосибирского района (Ордынское направление), участок дороги К-19р — выход из Новосибирска до пересечения с Восточным обходом (направление на Новокузнецк), дорога К-12р, которая является въездной с колыванского направления. Перевод в первую техническую категорию с разделением потоков значительно сократит время пути, обеспечит безопасность участников движения.
Есть еще ряд объектов, которые надо строить, и они уже в той или иной степени проектной реализации.
— Год для области и города выдался богатым на политические события. Это повлияло на расстановку приоритетов в дорожно-транспортной отрасли?
— Приоритеты расставляет жизнь. Ведь не политика диктует необходимость строительства в областном центре четвертого моста сразу после сдачи в эксплуатацию третьего. Это же касается и Восточного обхода — разгрузка города уже с вводом Северного обхода на 10 — 12 тысяч автомобилей в сутки показала значимость возведения обходного кольца. Муниципальные дороги и потребность приведения их в нормативное состояние никак не связаны с политическими событиями в регионе.
То же со строительством метрополитена в Новосибирске. Вне политики и строительство транспортно-пересадочных узлов. Такой узел мы планируем, в частности, создать на станции Сеятель в Академгородке, где жители Бердска, Искитима могли бы, добравшись на автомобиле, припарковаться, пересесть на электричку, далее на метро или другой вид общественного транспорта, при этом точно спланировать время пути до места работы и домой.
Приоритеты ориентированы на нужды жителей и будут реализованы независимо от политической ситуации.
ОБРАЩЕНИЕ
Уважаемые участники Транспортного форума Сибири — 2014!
На новосибирской площадке уже в третий раз соберутся профессионалы дорожно-транспортного комплекса. И хотя они представляют разные регионы, это специалисты одной отрасли, перед которыми стоят общие задачи.
В современных условиях каждый ищет свои варианты реализации идей, новые эффективные решения, технологии и материалы в строительстве дорог, мостов, инновационные проекты в сфере транспорта. Эти опыт, практика могут быть очень полезны сообществу и достойны тиражирования в других регионах страны.
Пусть общение будет интересным и плодотворным, а идеи, принятые решения найдут свое место в реальной жизни.
Желаю, чтобы каждый заинтересованный специалист отрасли смог получить ответы на те вопросы, с которыми он приехал на форум.
Сергей ТИТОВ, временно исполняющий обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области