Транспортный бизнес: как вывести его из тени
В регионе нашли результативный способ борьбы с таксистами-нелегалами
С начала года в области была проведена 21 контрольная закупка услуг нелегальных такси. В результате контрольных рейдов у нарушителей было изъято 21 транспортное средство: 19 в городе Новосибирске и два — в районах области.
Нелегальные перевозчики — это граждане, нарушающие 96-й Федеральный закон, известный в народе как «закон о такси». Он требует, чтобы с 1 сентября 2011 года любая таксомоторная компания или частный предприниматель — таксист получили специальное разрешение на перевозку пассажиров и багажа. Автотранспортное средство в обязательном по закону порядке должно отличаться «шашечками» и «иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета», быть оборудованным таксометром. Цвет кузова пока может оставаться любым — местные законодатели пока не определили, какой именно следует предпочесть цветовую гамму у такси в Новосибирской области.
Также машина должна проходить государственный технический осмотр каждые шесть месяцев, а «лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси… обязаны… проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию; обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра».
По словам врио министра транспорта Новосибирской области Сергея Титова, верный способ убедиться в том, что вы пользуетесь услугами легального перевозчика, — это потребовать чек или расчетный кассовый ордер.
Нелегалы деревенские...
Напомним, что в конце прошлого года в регионе была создана межведомственная комиссия из представителей ГИБДД, автодорнадзора, налоговой инспекции и общественников. Именно она занимается борьбой с нелегальными перевозчиками-таксистами.
По мнению Сергея Титова, проведение контрольных рейдов — очень эффективная практика, внедренная в Новосибирской области с января этого года. Убедившись в факте получения денег, сотрудники ГИБДД проверяют наличие у водителя лицензии. Если ее нет, то машина изымается до суда. Наказание, как правило, штраф в 5 тысяч рублей — максимально возможный в мировом суде. При повторном нарушении возможна конфискация транспортного средства.
— Реакция водителей показательна, — рассказывает Сергей Титов. — Люди вначале посмеиваются, спрашивая о величине штрафа. Но когда начинается опись имущества в машине и подгоняют эвакуатор, то здесь кому-то становится плохо, а кто-то грудью закрывает свою машину. Тогда человек понимает, что все серьезно. Во-первых, он не знает, на какое время изымается машина. Он думает: а что будет дальше? Человек с помощью машины извлекал доходы от перевозки пассажиров, а теперь на полтора-два месяца он этого лишается.
Особенно серьезно влияет подобное наказание на сельских нелегальных перевозчиков. На ущерб от их действий, по словам Сергея Титова, жалуются две трети глав районных администраций области. Они оценивают его в 15 — 20 процентов потерянной выручки муниципальных автотранспортных предприятий.
— Нелегалы следуют по маршруту рейсового автобуса на пять — десять минут впереди него и собирают пассажиров, пришедших на остановку по расписанию. Официальным перевозчикам остаются только льготники, стоимость проезда которых компенсирует областной бюджет.
До момента начала проведения контрольных закупок доказать, что перевозки коммерческие и незаконные, было невозможно. Как рассказывают участники рейдов, люди легко могли объяснить свою деятельность так: «Это мой сосед, попросил до больницы довезти». Доказательная база появилась с возможностью фиксации факта передачи денег.
...и городские
Если в сельских районах благодаря сарафанному радио долговременный результат приносит и одна проверка, то в городе все сложнее, считает глава регионального минтранса. По его оценкам, в Новосибирске порядка 30 процентов такси нелегальны.
Понятно, что особое возмущение они вызывают у транспортников, ведущих свой бизнес по закону. Претензии очевидны — затраты на обеспечение безопасности пассажиров, выплату налогов, содержание транспортного парка в соответствии с законом несут лишь легально работающие компании, что ставит их в проигрышные условия по отношению к «черному» транспортному бизнесу.
Впрочем, велики и риски пассажиров, особенно тех, что пользуются услугами подобного транспорта на междугородних направлениях. Но бизнес «черных» перевозчиков на новосибирском автовокзале, как кажется со стороны, пока неплохо себя чувствует.
Одно время ГИБДД выделяла инспектора специально на этот участок, но как заметил Сергей Титов, это оказалось невозможным на постоянной основе. Но в июне там будут установлены камеры видеонаблюдения, которые позволят в оперативном режиме фиксировать нарушения. Контрольные рейды здесь, по словам Сергея Титова, малоэффективны, поскольку зафиксировать факт нарушения на междугороднем и международном маршрутах весьма трудоемко.
Еще одна ближайшая точка приложения сил — международный аэропорт Толмачёво. Также до конца года запланированы еще 50 — 60 рейдов в городе Новосибирске и по одному рейду в каждом районе области.
ЦИФРА
По данным регионального минтранса, на рынке пассажирских транспортных услуг сегодня зарегистрировано более 7 300 единиц транспорта, 117 юридических лиц и более 2 000 индивидуальных предпринимателей.