USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Не замороженное время

Алексей КОЖЕМЯКИН
Фото с сайта www.liberty.su
Фото с сайта www.liberty.su

Апрель и май в Новосибирске на это раз выдались на удивление кинематографическими. В конце апреля в кинозале «Синема» Новосибирское отделение Союза кинематографистов России провело Дни документального кино, а в мае в Доме ученых СО РАН на своем творческом вечере писатель и сценарист Михаил Тарковский показал новый фильм «Замороженное время», снятый по его сценарию красноярскими режиссерами Александром Калашниковым и Владимиром Васильевым в содружестве с новосибирским оператором Борисом Травкиным. В рамках Дней документального кино была показана большая часть лучших фильмов новосибирских документалистов последнего времени и ленты специально приехавшего из Москвы классика документалистики режиссера Игоря Григорьева, набирающего в этом году свой курс во ВГИКе.

Творческие параллели
Показы строились по принципу параллелизма: показывали подборку новосибирской документалистики и фильмы лауреатов вгиковского фестиваля «Святая Анна». А начались они с двух лент нашего прославленного документалиста Юрия Шиллера «Праздник» и «Крестьянские дети». После в тот же день можно было увидеть на большом экране ленту известного оператора, в последние годы занявшегося и режиссурой, Владимира Понамарева «Маратовна и ее дети».

На следующий день — целый блок новых фильмов лауреата Госпремии России режиссера Владимира Эйснера. Завершали новосибирскую часть программы три фильма, сделанные кинематографической династией Соломиных. Лауреат многочисленных фестивалей фильм «Рыбак и танцовщица» Валерия Соломина-старшего и «Каторга», а также «Глубинка 35 х 45» Евгения Соломина-младшего. И хотя в зале не наблюдалось изобилия зрителей, интерес тех, кто все-таки смог прийти в будние дни на эти показы, был неподдельным.

На творческой встрече в Академгородке с Михаилом Тарковским писатель и сценарист увиделся и со зрителями, и с читателями, представив свою новую книгу «Избранное» вместе с фильмом «Замороженное время», который и стал основной частью его вечера. После поставленного по сценарию Михаила Тарковского и ставшего абсолютным хитом на DVD и в Интернете фильма «Счастливые люди» об охотниках, живущих на Енисее, посмотреть его новую работу пришли многие. В эксклюзивном интервью писатель рассказал о непростом процессе создания фильма и книги.

Из всех искусств…
— Михаил Александрович, как появилась идея этого фильма? Он родился из текстов, из какого-то жизненного материала?

— Да, фильм мы снимали в Красноярском крае вместе с режиссерами Васильевым, Калашниковым и оператором Борисом Травкиным из Новосибирска. Идея появилась, когда мы делали «Счастливых людей» в 2005 году — фильм о том, как великая природа Енисея преобразует душу человека, художника, писателя.

«Замороженное время» совершенно другой фильм, и сравнивать их не надо. Здесь мы снимали природу Енисея. Текст и изображение рождались и жили параллельно, они дополняли друг друга. Я мучительно писал текст. Потом подгонял его под изображение, а изображение к тексту. Сложный был процесс. Проект этот литературный, книга «Избранное» и фильм «Замороженное время» представляют собой одно целое.

— Как вы относитесь к сибирской документалистике вообще? Смотрите, не смотрите? Документальное кино сейчас больше «гнездится» на телевидении, как вы описали в своей повести «Тойота Креста». Но все-таки есть и документальное кино, которое снимается для искусства…

— Честно говоря, таежный образ жизни несколько мешает мне быть в курсе всего происходящего, но мои киношные друзья — Володя Васильев, Саша Калашников — и рассказывают, и много фильмов показывают. И документальное кино в целом, не называя каких-то имен, — это интереснейшая, серьезнейшая сторона кинематографа, которая, на мой взгляд, даже важнее игрового кино. К сожалению, этому мощному направлению искусства вход на телевидение закрыт.

Вдали от городов
— Если говорить о том документальном кино, которое делаете вы, что там важнее всего для вас — природа, человек в природе, влияние природы на душу человека, как в «Замороженном времени»? «Счастливые люди» сняты немного о другом — об органичном сосуществовании, о пусть непростой, но счастливой жизни человека в природе. Что же для вас первично?

— Для меня первична именно совместность — Человек и Природа. То, как Природа делает Человека, формирует, созидает, как она ему помогает, каким он становится в результате этого долгого (длиной в 20 — 30 лет) разговора с природой.

— Вы по-прежнему не любите города, редко приезжаете? Меняется ли Новосибирск, на ваш взгляд?

— В Новосибирске я бываю каждый год. У меня здесь друзья, приезжаю, скажем, к писателю и издателю Николаю Александрову. И сравнить, как Новосибирск изменился за десять лет, мне сложно, но я никогда не считал его мрачным, серым. Он такой, какой есть. Я, вообще, города люблю за людей, прежде всего.

— Что вошло в «Избранное»? Рассказы, повести, очерки по какому принципу подбирались?

— Выбрали все, что с нашей точки зрения достойно войти в книгу, и первое собрание стихов полное. А фильм как пятый жанр этой художественно-литературной задумки.

— «Замороженное» время — это положительная характеристика? Где время замораживается — в природе или для городских жителей?

— Это положительное определение, которое произошло от названия рассказа и книги. Потом оно несколько отошло от сюжета рассказа, и сейчас для меня «Замороженное время» — это Сибирь, исконная Россия, которая «заморозилась» в первозданном виде. То дорогое, что есть у нас в России, то дорогое, что есть в общности русских людей, то дорогое, что есть в душе у русского человека. Нужно, чтобы это дорогое сохранилось во что бы то ни стало. Чтобы выстояло в морозах, трудностях, сохранилось в любимых местах, вещах, трудах, традициях. «Замороженное время» для меня — это выстоявшая Россия.

— Когда в следующий раз соберетесь в Новосибирск?

— Возможно, зимой я приеду снова. Дел, работы очень много, и организовать встречи не всегда удается. К каждой встрече с читателями и зрителями нужно подготовиться, быть спокойным, никуда не торопиться. На бегу — это не по мне.

СПРАВКА
Михаил Тарковский — русский поэт и писатель, около 30 лет живет в селе Бахта Туруханского района Красноярского края. Родился в Москве в 1958 г. После окончания пединститута им. Ленина (отделение географии и биологии) уехал в Туруханский район, где работал сначала полевым зоологом, а позже охотником. Автор рассказов, повестей и очерков, повествующих о жизни таежных охотников и рыбаков — жителей Енисея.
Лауреат ряда литературных премий: журналов «Наш современник», «Роман-газета», премий Соколова-Микитова, Шишкова, премии «Ясная Поляна» им. Л.Н. Толстого и других. Сегодня он один из самых известных писателей нашей постклассической русской словесности. Его прозу изучают в университетах, не без основания сравнивая его то с Шукшиным, то с Астафьевым.