Борьба за гору
Новосибирские ученые добиваются изменений в законодательстве об археологических раскопках
Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю сочло новосибирский Институт археологии и этнографии под управлением академика Деревянко «неквалифицированным» для проведения раскопок. Это решение было вынесено из-за того, что конкурсная комиссия из-за ошибок в оформлении не могла принять документы, которые подтверждают высокую квалификацию 46 сотрудников института. Тендер выиграла компания «Красноярская геоархеология». Но в этом ли реальная суть конфликта, перешедшего в судебную плоскость?
История вопроса
Речь идет о раскопках на стоянке Афонтова гора — 2. Это единственный незастроенный памятник археологического комплекса времен палеолита мирового научного значения. Он был открыт в конце позапрошлого века. В конце 20-х годов прошлого века работы здесь были свернуты, а в 70 — 80-х район палеолитических стоянок был почти полностью застроен.
— Сейчас строители часто делят работы на несколько этапов. Это делается в том числе для того, чтобы сбить по максимуму цену, — сообщил журналистам академик Анатолий Деревянко на пресс-конференции. — Конкурс мы выиграли даже по цене, но проиграли как профессиональное учреждение. Заказчику были направлены приказы и документы на 46 сотрудников, кандидатов и докторов наук. Они не были приняты во внимание. Мы прекрасно знаем, что в «Геоархеологии» нет ни одного профессионального археолога в штате. Тем не менее они выигрывают. Представляете абсурдность?
Назрели перемены
Сначала новосибирские ученые обратились в Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю с требованием признать результаты конкурса недействительными. Жалоба была отклонена. В эту среду руководством института был подан иск в арбитражный суд.
— Я не буду говорить о коррупции, был или не был сговор, но мне это дало возможность этот вопрос крайне обострить, — говорит академик. — Я написал письма Президенту Владимиру Путину, руководителю ФАС России, министру культуры, полномочному представителю Президента в СФО и исполняющему обязанности губернатора Красноярского края Виктору Толоконскому.
Ученый уверен, что назрела необходимость в изменении федерального законодательства, регулирующего вопросы охраны культурного наследия. Сейчас, согласно Федеральному закону «Об объектах культурного наследия», перед любыми строительными работами территория должна обследоваться археологами. Они же проводят раскопки в случае необходимости.
Время — деньги
Здесь и возникает конфликт: интерес застройщика в том, чтобы раскопки заняли как можно меньше времени, а ученым важно найти как можно больше артефактов. А это — время. Практика показывает, что так или иначе в подавляющем количестве тендеров выигрывают ненаучные организации.
— В 2013 году институт участвовал в 28 тендерах, из которых выиграл девять, — отмечает заместитель директора ИАЭТ по общим вопросам Александр Ломанович. — Это были небольшие по объему работы: пять — семь процентов от нашего возможного потенциала. К сожалению, 19 тендеров выиграли другие организации, и одна из наиболее важных причин — это просто демпинг цен с их стороны. Например, стоянка Генералова, Иркутская область, площадь около 11 000 квадратных метров. Первоначальная цена лота — 104,5 миллиона рублей, а выигрывает организация, предложившая сделать работы за 32 миллиона. Если идет такой демпинг, то либо цены изначально завышены, либо работы полностью не выполняются. За указанные деньги выполнить все необходимые работы на этом памятнике невозможно. Есть люди, которые заинтересованы в продвижении своих организаций и создании помех для чужаков — к сожалению, в число чужаков попал и наш институт.
Научные предложения
Еще одна проблема, которую поднимают новосибирские ученые, — надлежащее качество проводимых частными организациями раскопок.
— Любые археологические объекты требуют определенного уровня компетенций, и именно это, а не уменьшение стоимости должно быть критерием выбора. Мы бы предложили ввести лицензии на проведение археологических работ, чтобы не любая, например строительная или монтажная, организация выигрывала тендеры, — отметил Анатолий Деревянко.
Как правило, рассказал академик, судьба артефактов, найденных в результате раскопок непрофессиональными организациями, в большинстве случаев остается неизвестной. Он не исключил, что наиболее ценные находки уходят за рубеж и навсегда исчезают из научного оборота. Полнота изысканий также вызывает вопросы у ученых.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Роман ПАВЛОВ, директор ООО «Красноярская геоархеология»:
— Руководитель раскопок на Афонтовой горе — Вячеслав Славинский, кандидат исторических наук, сотрудник отдела охранно-спасательной археологии, старший научный сотрудник новосибирского Института археологии и этнографии СО РАН. Он контролирует качество проведения раскопок. Работы, проводимые нами, полностью соответствуют всем методикам.
Что касается предложения Анатолия Пантелеевича заменить работающую в стране систему открытых листов лицензированием, то я вижу в этом опасность того, что компания, у которой из-за нарушений будет отозвана лицензия, легко может открыться под новой вывеской и получить новую лицензию. В системе работы открытых листов это невозможно — они именные. Если по каким-либо причинам открытый лист будет отозван или не выдан в очередной раз, то такому человеку путь в археологию закрыт навсегда. Специалисты, сотрудничающие с нами, получают в Российской академии наук открытые листы от трех до девятнадцати лет подряд.
У нас находки не теряются, они идут в музейные фонды, как требует закон. На черном рынке всплывают артефакты, найденные грабительскими методами.
Корни проблемы, как я считаю, в том, что строительным организациям нужны археологи, ориентированные на более быстрое решение задачи. Афонтова гора изучается более ста лет, и, если бы все это время здесь нельзя было ничего строить, в Красноярске не было бы ни одного моста.
СПРАВКА
Необходимость проведения раскопок вызвана тем, что власти Красноярского края планируют в 2012 — 2015 годах построить новый мост через Енисей, четвертый по счету в Красноярске. Общая стоимость проекта составляет около 17 — 18 миллиардов рублей. Заказчиком археологических работ выступает краевое управление автомобильных дорог. Начальная (максимальная) цена контракта составляла 94,8 миллиона рублей. Институт археологии и этнографии СО РАН предложил выполнить работы за 89,3 миллиона рублей, ООО «Красноярская геоархеология» — за 90,2 миллиона.
ФАКТ
Афонтова гора — группа из четырех стоянок человека позднего палеолита, расположенная в центре Красноярска. Возраст самых древних слоев со следами человеческой деятельности оценивается в 35 тысяч лет. Археологические исследования на Афонтовой горе начались в 1884 году. За более чем столетний период изысканий была выявлена масса артефактов — многочисленные каменные и костяные орудия охотников-собирателей, живших на берегах Енисея 12 — 18 тысяч лет назад, а также предметы древнейшего искусства в виде орнаментированных пластинок из кости мамонта