Спектакль длиною восемь дней
Сегодня в «Красном факеле» стартует одно из знаковых событий Года культуры в нашей области — III Межрегиональный фестиваль-конкурс театров Сибири, Урала и Дальнего Востока «Ново-Сибирский транзит»
Фестиваль, который открывается сегодня в Новосибирске, представит зрителям 17 лучших региональных спектаклей последних двух сезонов, отобранных экспертным советом на основании 115 заявок театров.
Из них жюри, возглавляемое известным театральным критиком Романом Должанским, в завершении восьми фестивальных дней выберет лауреатов основных конкурсных номинаций. Но дело не в конкурсе или, как говорится, не только в нем, потому что «Ново-Сибирский транзит» — фестиваль особый. Именно об этом накануне его открытия говорили мы с создателем и директором фестиваля, директором театра «Красный факел» Александром КУЛЯБИНЫМ.
Билеты нарасхват
— Александр Прокопьевич, начну не с вешалки, а с кассы: билетов на фестиваль почти не осталось, на некоторые спектакли они разлетелись за несколько дней. Ведь так было не всегда? Фестиваль обрел репутацию, добрую славу?
— Намолена площадка, раскручен бренд: здесь, действительно, собираются интересные спектакли, интересная режиссура, подчас необычная драматургия. Поэтому с каждым годом интерес к фестивалю растет.
— Фестивальный зритель, кто он? В сезон садово-огородных посадок откуда взялся такой мощный ресурс?
— Во-первых, наслышанные, информированные горожане подтягиваются, во-вторых, какая-то часть профессионалов — журналисты, театральные работники. В-третьих, не забывайте, что Новосибирск — столица, здесь множество землячеств, и люди, увидев в афише название родного города, допустим Кемерова, откуда они когда-то уехали, тоже стремятся попасть на спектакль. Словом, у каждого есть свои интересы, но в принципе, мне так кажется, что все-таки дело в репутации — «Ново-Сибирский транзит» становится брендом именно как фестиваль хороших спектаклей.
— Что-то от фестиваля к фестивалю меняется? В каком направлении он совершенствуется?
— Успех, как известно, в движении. Кроме того, за эти годы многое изменилось и в мире, и в геополитике, и в театре. Поэтому двух одинаковых фестивалей быть не может, он меняется. Мы, конечно же, стараемся быть разумными консерваторами, чтобы не было супернеожиданностей, но тем не менее каждый фестиваль имеет свою изюминку.
Сибирские театры — лучшие
— Нынче это что?
— Во-первых, мы открыли шлюзы гостям. У нас гостевая карта достаточно большая: помимо участников — тех, кто играет в спектаклях, приезжает много наблюдателей, чтобы познакомиться с фестивалем, как-то подружиться. Это является одной из ключевых идей и основ данного театрального форума. Потому что призы здесь важны, но они не главное.
Главное — тут идет консолидация, объединение наших творческих сил. В принципе это уже и произошло сначала благодаря «Сибирскому», а теперь и «Ново-Сибирскому транзиту». Приезжают критики и говорят: «Сибирские театры сегодня самые сильные». Имеется в виду, если сравнивать по регионам. Так оно и есть: у нас тут все время что-то происходит, будоражится то одним, то другим фестивалем — то Рождественским, то «Сибирского кота» придумали, есть «Академия» в Омске и так далее. Сейчас барнаульцы замыслили свой фестиваль имени Валерия Золотухина.
Не от одного театрального деятеля слышал: наши знакомства, наши связи, коммуникации очень здорово помогают в работе. Словом, фестиваль выполняет еще и одну из таких важных функций — этого самого движения. Не случайно символ «Ново-Сибирского транзита» — колесо и сидящий на нем артист. Надо двигаться, двигаться и двигаться, иначе — застой…
— Кроме спектаклей, что еще в программе?
— Фестивальная программа очень насыщенная. В ней и семинары, и круглые столы, и встречи, и вечерние посиделки, и традиционный, особо полюбившийся всем конкурс капустников. По утрам — так называемый клуб знакомств. Кстати, эта база нам потом не раз пригодится в работе.
— Вы сказали, что гостей на этот раз прибавилось…
— Их всегда было много, теперь интерес к фестивалю проявляют, к примеру, Ростов, Эстония, другие города — услышали про «Ново-Сибирский транзит» и просятся посмотреть.
— А со временем и показаться?
— Нет, это исключено. У нас фестиваль-конкурс, в котором участвуют три региона — Сибирь, Урал, Дальний Восток. Остальные могут побывать только в качестве гостя. На этот раз наш гость — Ярославский академический драматический театр имени Фёдора Волкова, который привез современную драматургию по Гоголю — «Вий», а в июне приедет на гастроли.
Закон позитива
— Александр Прокопьевич, вы бы могли назвать самые интересные спектакли нынешнего фестиваля?
— На этот вопрос я отвечаю всегда так: какой нормальный родитель будет называть любимого ребенка? Все они для меня абсолютно равны, все интересны — 17 наименований не так уж много, если учесть, что их выбирали из 115 — все хороши. Но «Красный факел» самый лучший! Любого директора спросите, и если он хороший директор, то именно так вам скажет про свой театр…
— Чем, кроме творческого движения, бурления, «Красному факелу» как профессиональному коллективу — его духу, собственному движению и развитию — «Ново-Сибирский транзит» интересен и нужен?
— Даже необходим. Мудрые люди в свое время говорили: чем больше ты отдаешь, тем больше приобретаешь. И наш коллектив в это поверил, в этом убедился. Оказывается, дарить и быть радушным хозяином — это так здорово, это так интересно! Особенно когда гости прощаясь, говорят: спасибо, какие все у вас замечательные! Большая часть труппы у нас с радостью выступает в качестве гидов, волонтеров, кураторов приезжающих театров.
Это тоже как представление, как спектакль — такой большой, длинный спектакль протяженностью восемь дней. Здесь все время что-то происходит, идет действие, какая-то импровизация. Все крутится, вертится, возникают какие-то неожиданные радости. Этот позитив крайне важен и необходим в нынешнем мире: хочется общаться, делиться добром, чтоб наши сердца не черствели. Когда это зерно фестиваля, его главную идею пропускают через себя артисты и все другие работники театра, они, конечно, не могут его не любить.
СПРАВКА
Фестиваль «Ново-Сибирский транзит» проводится в Новосибирске с 2010 года каждый четный год. Это второй по масштабу после «Золотой маски» конкурсный фестиваль страны.
«Зона ответственности» нынешнего «Ново-Сибирского транзита» — 3 федеральных округа, 45 городов, 76 театров. В его конкурсной программе примут участие 17 театров. Всего фестиваль посетят более 800 гостей и участников.
Спектакли пройдут на всех четырех основных драматических площадках города: на большой и малой сценах театра «Красный факел», на сценах театров «Глобус», «Старый дом» и Городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева. Кстати, впервые в истории «Ново-Сибирского транзита» собственные спектакли всех четырех театров — «KILL», «Крейцерова соната», «Ручейник, или Куда делся Андрей?», «Унтиловск» — прошли в афишу конкурса и будут претендовать на награды.