USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Кто в ЖЭУ с мечом придёт?

Татьяна РЕШКЕ

Как заставить управляющие компании выполнять обязанности перед собственниками? Набивший оскомину вопрос поставили ребром на заседании комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам.

Количество жалоб по поводу качества управления жилфондом в последние годы растет — об этой тенденции доложил Игорь Лобарев, начальник Государственной жилищной инспекции региона. Так, за последние четыре месяца рост количества обращений граждан в ГЖИ составил 42 процента по отношению к соответствующему периоду прошлого года.

Напомнив, что на сайте инспекции размещен антирейтинг управляющих компаний, Игорь Лобарев отметил интересную деталь: вот уже второй год в десятку нарушителей входят практически одни и те же организации, но количественные показатели за первый квартал 2014 года говорят о росте числа нарушений. Следовательно, ситуация ухудшается.

У семи нянек
Среди юридических казусов, требующих особого внимания, — управление тем или иным многоквартирным домом несколькими организациями одновременно. Такие недоразумения случаются из-за отсутствия адекватного правового регулирования и эффективной системы контроля.

Требование к собственникам создавать в каждом доме только одно ТСЖ появилось с 2005 года (статья 136 Жилищного кодекса РФ). При наличии в многоквартирнике сразу нескольких ТСЖ граждане-собственники должны были провести собрание и решить, какое товарищество стоит оставить, а какое ликвидировать. Однако сделано это было далеко не везде. Результат — путаница в платежных документах.

Например, в одном из домов на улице Серебренниковской еще до введения в действие Жилищного кодекса было создано три ТСЖ. Плюс к тому коммунальными делами занялась управляющая компания. Когда же настало время открывать счета для размещения взносов на капремонт, возникли осложнения.

Чтобы исправить ситуацию, начальник ГЖИ предложил ввести в Жилищный кодекс норму, предусматривающую предоставление в регистрационный орган особого документа. Имеется в виду заключение государственного жилищного надзора, подтверждающее, что решение собственников создать ТСЖ правомерно.

Ответственность за беспредел?
Поводом для обращения в инспекцию или депутатскую приемную может стать конфликт, разгоревшийся при попытке сменить управляющую организацию. Хотя порядок передачи технической документации предусмотрен, меры ответственности за его нарушение определены не вполне.

— Некоторые управляющие компании делают все, чтобы волеизъявление граждан не состоялось, — пояснил руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Сергей Аверьяскин. — В одном случае техническая документация сгорела, во втором случае ее затопило. Применяются самые грязные технологии по дискредитации новой управляющей компании, устраиваются противостояния между жильцами, и люди просто-напросто становятся врагами. По возможности нужно вводить персональную ответственность руководителей управляющих компаний за этот беспредел.

Лариса Анисимова, заместитель начальника департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства Новосибирска, упомянула об ответственности органов местного самоуправления — о том, что им стоит поручить проведение открытых конкурсов по отбору управляющих организаций. А Денис Вершинин, временно исполняющий обязанности министра строительства и ЖКХ Новосибирской области, подчеркнул: кроме нормотворческих инициатив, представителям власти необходимо сосредоточиться на четком, безукоризненном исполнении своих обязанностей в рамках уже существующего законодательного поля. Это касается и министерства, и ГЖИ, и органов местного самоуправления

— Если есть протокол с поддельными подписями, государственный орган должен отреагировать соответственно, — заявил Денис Вершинин. — Если поступило заявление жителей, вопрос должен быть отработан. Думаю, нужно также расширить полномочия общественных советов, созданных на территории региона.

Корни проблем и механизм оздоровления
Оценивая ситуацию в сфере ЖКХ, заместитель председателя комитета Анатолий Кубанов предположил, что многие проблемы управляющих компаний связаны с позицией государства, передавшего решение социальных вопросов частному бизнесу:

— Цель любой компании — получение прибыли при минимальных затратах, поэтому и возникают многочисленные конфликты. Давайте ставить перед органами власти, Государственной думой вопрос о подведении итогов жилищной реформы и уже после этого определяться, как двигаться дальше.

Чтобы разрешить тарифные споры, возникающие между собственниками и коммунальщиками, Вячеслав Илюхин, депутат Совета депутатов города Новосибирска, посоветовал оценить каждую услугу, которую оказывают компании, и определить минимальные тарифы.

Резюмируя дискуссию, заместитель председателя комитета Андрей Панфёров отметил, что следующим шагом депутатов будет подготовка пакета предложений в Госдуму.

Депутаты поддержали решение о формировании межведомственной комиссии, в состав которой войдут представители областной ГЖИ, мэрии, прокуратуры, следственного комитета, депутаты Законодательного собрания и Совета депутатов города Новосибирска. Вопросы, касающиеся работы управляющих компаний, будут вынесены на рассмотрение сессии, а также на одно из ближайших заседаний профильного комитета.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей ПАНФЁРОВ, заместитель председателя комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно- коммунальному комплексу и тарифам:
— Новосибирские законодатели считают необходимым внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях изменения, которые повысят ответственность должностных лиц за нарушение сроков передачи документов, связанных с управлением многоквартирными домами, в случае прекращения их деятельности. Необходим орган, который будет контролировать деятельность управляющих компаний на территории области, и мы будем настаивать на его создании.