USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Музыка без расстояний

Татьяна ШИПИЛОВА
Оркестр под управлением маэстро Гергиева звучал мощно и ярко. Фото с сайта topdialog.ru
Оркестр под управлением маэстро Гергиева звучал мощно и ярко. Фото с сайта topdialog.ru

Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева с большим успехом выступил в Государственном концертном зале имени А.М. Каца

Концерт симфонической программы Московского Пасхального фестиваля, которым дирижировал маэстро Валерий Гергиев, увенчал череду незаурядных апрельских музыкальных событий в Новосибирске. А фантастический фестивальный гастрольный график оркестра Мариинского театра по стране придал ему особую динамику и интригу.

С Дальнего Востока и далее — по графику
— Вчера утром мы были еще во Владивостоке, — рассказал в антракте маэстро, — вечером — в Хабаровске. Потом большая часть оркестра отправилась в Новосибирск, а мы со Страдивари-ансамблем — в Томск. Сейчас уже в Новосибирске (кстати, замечу, у вас в городе достаточно сложный трафик) мы с большим трудом смогли подтянуться к новому залу и каким-то чудом успели вовремя оказаться здесь.

По словам Валерия Гергиева, после репетиции и первого отделения концерта, где прозвучали «Забытые приношения» Мессиана и симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Жизнь героя», у него осталось хорошее ощущение от зала и его акустики.

— Произведение Мессиана написано в расчете на церковную акустику либо на огромный концертный зал, каковой в Новосибирске появился. Поэтому я специально дал волю оркестру поиграть ярко, даже демонстрируя некоторую мощь этой оркестровки. Но и во всех лирических эпизодах и многочисленных соло, мне кажется, музыканты чувствовали себя вполне комфортно, хотя репетировали мы совсем немного…

Дорогие подарки
Во втором отделении новосибирцы услышали Первый фортепианный концерт Рахманинова, где солистом выступил пятнадцатилетний пианист Даниил Харитонов, начинавший свое музыкальное образование в Новосибирске, потом переехавший в Москву и уже в шесть лет ставший обладателем Гран-при Венского конкурса «Моцарт-вундеркинд», затем — лауреатом множества других престижных конкурсов, а год назад успешно дебютировавший в Карнеги-холле.

Как и маэстро Гергиева, новосибирцы несколько раз вызывали юное дарование на поклоны, долго и благодарно аплодировали музыкантам стоя. За что были вознаграждены. От Даниила — виртуозным этюдом Листа на темы Паганини, от Валерия Гергиева и оркестра — изысканной романтической музыкой вступления к опере и третьему действию оперы «Лоэнгрин».

Выступать с молодежью, «обкатывать» молодых талантливых пианистов и скрипачей — принципиальная позиция маэстро Гергиева.

— В преддверии конкурса имени Чайковского надо просто помочь им почувствовать себя максимально уверенно, — считает Валерий Абисалович. — А это может произойти именно на сцене, когда в состязание с юным солистом вступает оркестр высокого класса.

Такая подготовка не означает, что эти солисты выиграют первые премии на конкурсе Чайковского, но они, безусловно, будут расти. А если выиграют? По предложению Гергиева в условия конкурса в качестве главных призовых позиций внесены возможности по окончании состязаний играть с несколькими выдающимися оркестрами в Париже, Лондоне, Санкт-Петербурге, Москве, Зальцбурге и других культурных столицах.

Ответственное звание — столица
— Потому что ни один город не может претендовать на звание единственной культурной столицы, — заметил маэстро и продолжил: — У Новосибирска такие же шансы, как у любого другого города мира. Надо просто каждый год это подтверждать… Хорошо, что у вас появился Транссибирский арт-фестиваль. Я уверен, что этот новый зал предоставил возможность Новосибирску и всему региону провести культурную революцию в самом хорошем значении этого слова.

Как председатель Всероссийского хорового общества Валерий Абисалович, кроме того, подчеркнул, что он не успокоится, «пока мы с вами не добьемся полного перелома» в возрождении хорового движения в стране.

— Я считаю, — сказал он, — что в каждом из крупных городов нашей страны должен быть создан тысячеголосый детский хор. Это не такие большие деньги, чтобы от этой идеи отбиваться. В Сочи мы показали сводный детский хор России — изумительный хор!

Именно хоровое движение, по убеждению Валерия Гергиева, способно придать культурному развитию страны особый импульс.

СПРАВКА
Симфонический оркестр Мариинского театра в рамках фестиваля не первый раз охватывает гастрольным туром всю Россию. На этот раз он был особенно грандиозным. За 17 дней, с 15 апреля по 1 мая, музыканты выступили в 18 российских городах: Калининграде, Североморске, Мурманске, Беломорске, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Омске, Красноярске, Иркутске, Якутске, Владивостоке, Хабаровске, Томске, Новосибирске и Тюмени. За восемь дней, с 3 по 10 мая, им предстоит выступить еще в семи городах: Липецке, Воронеже, Волгограде, Оренбурге, Пензе, Нижнем Новгороде и Пскове, а также снова в Москве — на Поклонной горе.