USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Главное — сила права, а не сила оружия

Валентина МАЛЬЦЕВА. Использованы ресурсы сайта kremlin.ru
Фото с сайта www.kremlin.ru
Фото с сайта www.kremlin.ru

«Кремлевское дзюдо» Владимира Путина: он виртуозно отвечал на вопросы россиян, а внешнеполитическую позицию России аргументировал четко

Далеко не у всех была возможность оставаться у телевизора в течение почти четырех часов трансляции прямой линии Владимира Путина. И не у всех хватит терпения освоить весь текст стенограммы, выложенной на kremlin.ru. Мне по долгу службы уже несколько раз приходилось делать это, и сразу хотелось бы отметить общий настрой, который можно было оценить и по видеокадрам, и по характеру вопросов, заданных участниками прямой линии.

Очень много вопросов, как и следовало ожидать, касалось событий на Украине и в Крыму. Как они изменят взаимоотношения России со всем остальным миром? Вариации на эту тему формулировали и сторонники, и противники позиции России на «украинском фронте». И даже вопрос из Сибири (Иркутска), где полным полно своих проблем, был посвящен «генеральной» теме.

Знание цены трудных побед
Несмотря на то что в этот день Президент России, безусловно, был адекватен своим 70 с лишним процентам рейтинга на фоне полного и безусловного одобрения нацией, он выглядел куда более взволнованным, чем на предыдущих прямых линиях. Хотя там большинство вопросов касалось далеко не «победных» тем. На этот раз они тоже, хотя и микшированно, прозвучали, и среди них ЖКХ — «всероссийский бич» — по числу заданных вопросов остался в лидерах.

За волнением Путина видится многое: и живая душа, и знание цены трудных побед и легкости поражений, и желание убедить не только (а мне показалось, что даже не столько) благодарную на этот раз отечественную аудиторию, сколько оппонентов на мировой политической арене.

Наверное, это вполне оправданный сценарий для общения с аудиторией не только России, которая оказалась в эпицентре крупнейшего международного политического кризиса.

Альтернативная реальность
В связи с этим были максимально широкими адреса месседжей Путина. Кратко их можно сформулировать так: крымский сценарий — это не коварный план, а «так получилось», захватывать восток Украины Россия не намерена, но «мы знаем, что надо сделать все возможное, чтобы помочь жителям юго-восточных регионов защитить свои права, и мы будем за это бороться». «Блоковая система» противостояния себя изжила, архитектура международных отношений стала гораздо сложнее. На нее, в частности, будут все сильнее влиять отношения с Китаем.

Владимир Путин доказывал, что Россия не враг Западу и что не исключена интеграция в общеевропейское пространство на базе всего, что нас объединяет: поставки газа, единая ПРО, визовые соглашения с ЕС. Вторая сторона «медали» Владимира Путина была значительно жестче. Он взывает к способности оппонентов анализировать их собственные действия, которые и стали причиной присоединения Крыма к России. Угрозы санкций, растущее отчуждение — это не язык переговоров. Если западные лидеры не станут принимать в расчет интересы России, возникнет альтернативная реальность: у России достаточно ресурсов и друзей на других континентах, чтобы пережить разрыв с ЕС. Тем более что там собственные народы смогут негативно оценить политику своих лидеров.

Не надо бояться
Наше отечественное сакраментальное «лишь бы не было войны» прозвучало в вопросе: «Не задушит ли НАТО Россию?» «Мы сами всех задушим!», — был ответ.

К тому же: «Фактор силы в мировой политике всегда был, есть и всегда будет. Давайте вспомним, что происходило в Ираке, Афганистане, Ливии и других странах. Силовой баланс, а именно наличие нескольких полюсов силы, является залогом желания договариваться».

Но с другой стороны: «Действовать так, как действовали США в Югославии, Ливии, Косове, — можно, а отстаивать интересы России — не дозволено. Граждане видят эту фальшь. Чтобы это доверие поднять, нужно придать большее значение международному праву, а не политике силы», — констатировал глава государства.

И опять к кризисной ситуации на Украине: «Госдума и Совет Федерации наделили меня правом на ввод войск. Очень надеюсь на то, что мне не придется воспользоваться этим правом. И мы решим этот вопрос иначе».

«Кому нужно поссорить наши народы?» Отвечая на почти риторический, но очень нужный вопрос, Путин дипломатично не назвал поименно авторов «международных драк»: «Желание поссорить Россию и Украину, растащить братские народы является предметом международной политики на протяжении столетий. Сегодня мы живем в разных государствах, а политика ослабления наших народов продолжает проводиться. Югославию разрезали на маленькие кусочки, то же самое хотят сделать и с нами. Вы и сами можете ответить на свой вопрос о том, кто это делает».

Авторы ряда вопросов высказывают крайне негативное отношение к санкциям Запада, некоторые предлагают: «А не послать бы нам их всех вообще?» Путин: «Мы не будем настаивать на пребывании в некоторых структурах, но специально совершать демарши не будем, будем ритмично работать. В ПАСЕ мы платим немаленькие взносы, ну не хотят нас там видеть, ну и ладно. От нас не убудет».

Проблемы внутри
Через 3,5 часа ведущие заявили, что идет шквал вопросов о закрытии сельских больниц. Вторая популярная тема — низкие зарплаты медиков.
Путин назвал странным процесс закрытия сельских больниц, поскольку на эти цели выделялись суммы, какие не направляли даже в города. «Если они закрываются, должны открываться межпоселковые, создаваться дороги. Иначе это недопустимая практика».

Вопрос врача из Волгограда: почему официально говорят, что у врачей зарплата 49 тысяч рублей, а по факту 12 тысяч? Медик из Питера подтверждает, что губернаторы врут Президенту о зарплатах врачей. С этими парадоксами Президент обещал разобраться.

И вечная тема — тарифы ЖКХ. Владимир Путин: «ЖКХ — одна из самых острых проблем, это и ветхое жилье, и тарифы. Я не буду вдаваться в детали, но это нерадостное впечатление. Эти счетчики — недопустимое явление, с этим надо разбираться».

Без темы гражданских свобод не обошлась ни одна прямая линия. Посредством SMS-сообщений спрашивали: что с нашей либеральной площадкой, не стала ли она меньше в связи с общим настроением после Крыма?

— Она и не была большой, небольшая кучка революционеров, но это важная составляющая общества. Мы должны ориентироваться на мнение большинства, но прислушиваться и к тем, кто остается в меньшинстве, — ответил глава государства.

Проблемы снаружи
В Европе меняются ценности — с этим утверждением автора вопроса Президент согласен. Успех консерваторов на европейском континенте он связывает с тем, что жители стран ЕС стали более патриотичными. Особенности России не отличаются от общеевропейских ценностей, поскольку мы «люди одной цивилизации», поэтому нам надо «создать одну Европу от Лиссабона до Владивостока».

Ответил он и на вопрос из Берлина: как можно восстановить утраченное доверие в российско-американских отношениях? Доверие в отношениях России и США было подорвано не сейчас, «в связи с Крымом», а после свержения и убийства лидера Ливии Муамара Каддафи, к которому привели действия Запада, заявил Президент России.

Не доводить людей до криков о помощи
Люди не настолько наивны, чтобы не понимать: прямые линии, конечно, серьезно готовятся, импровизаций очень мало, но при всех «но» такой формат общения в духе наших традиций. И хороший повод для главы государства донести свои взгляды по широкому кругу проблем до самой большой аудитории. Кроме того, есть эффект прямой линии в виде намеков для власти на местах, чтоб «карась не дремал».

Далеко не на все вопросы отвечают, но они анализируются. Как, например, можно расценить вот такой: «Скажите, а можно не вам вопрос задавать, а нашему губернатору?» Такая ситуация не единична, когда задают Президенту тот вопрос, который должен адресоваться даже не губернатору, а местному руководителю. И именно этот руководитель должен нести ответственность за все упомянутые процессы. Где существует такой разрыв между властью и людьми с их проблемами? Адреса сигнализируют.

БЛИЦ
— Что такое русский человек для вас?

— Наша страна, как пылесос, втягивала в себя представителей разных национальностей. Наш генный код — одно из главных наших конкурентных преимуществ в мире, он очень гибкий.

— Если бы вы не были Президентом, в каком регионе бы жили?

— В Петербурге.

— Вы согласны остаться Президентом пожизненно?

— Нет.

— Сколько вы спите?

— Шесть часов.

— Спас бы вас Обама, если бы вы тонули?

— Обама мужественный, он бы сделал это. «Если вы публично, как в Китае, расстреляете 300 воров, весь народ будет с вами», — написали Президенту. Путин считает, что вопрос не в тяжести, а в неотвратимости наказания.

— Когда у страны будет первая леди?

— Мне надо сначала бывшую жену замуж выдать, а потом уж я сам.

СПРАВКА
Всего главе государства поступило свыше 2,2 млн вопросов, которые задавались через кол-центр, посредством SMS, через сайт или с помощью видеообращений. Прямая линия с Владимиром Путиным длилась 3 часа 57 минут. Глава государства успел ответить на 81 вопрос, из которых 35 касались Крыма и Украины.

ФАКТ
С 2001 по 2013 год Владимир Путин провел десять прямых линий, ответив в общей сложности на семьсот с лишним вопросов россиян